Антиохийская школа


Антиохийская школа (греч. Θεολογική σχολή της Αντιόχειας) — ветвь ранней патристики с центром в Антиохии. Основана в конце III века, наибольшего расцвета достигла в IV веке. Антиохийская школа, в противовес Александрийской школе, настаивала на буквальном (историческом и географическом) толковании Библии и буквализме, мало прибегая к аллегорическим и мистическим трактовкам Священного Писания.

В то время как александрийцы разрабатывали синтез христианства с учением Платона, антиохийцы следовали Аристотелю. Они не только не отвергали научного знания, но и (по свидетельству Епифания) «с утра до вечера сидели над занятиями, стараясь излагать представление о Боге при помощи геометрических фигур». Евсевий Эмесский, у которого учился основатель школы как учебного заведения Диодор Тарсийский, был изгнан паствой за глубокое знание математики[1]. В борьбе против манихейства и аполлинаризма антиохийские богословы подчёркивали человеческую сторону Христа, а александрийцы — божественную.

Крупнейшие представители — Евсевий Эмесский, Кирилл Иерусалимский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский. Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий и Феодор Мопсуестийский[2][3]. Антиохийская богословская школа оказывала огромное влияние не только на Сирию и Ливан, но и на всю Палестину со святым градом Иерусалимом[4], на Великих каппадокийцев и на всё христианское богословие.

Однако осуждение несторианства с подачи Кирилла Александрийского ознаменовало собой закат антиохийского богословия в самой Антиохии. Новые школы этого направления возникли сначала в ливанском монастыре святого Марона, затем в Эдессе, и, наконец, в Нисибине. В то же время ученики св. Иоанна Златоуста (Иоанн Кассиан, патриарх Прокл) распространили это направление мыслей по всему греко-римскому миру[5].