Антиреализм


Антиреализм — эпистемологическая позиция в аналитической философии, которую впервые выдвинул британский философ Майкл Даммит. Данный термин был задуман как аргумент против вида реализма, который Даммит называл «бесцветным редукционизмом».[1] Антиреализм отвергает убеждение реалистов, что внешний мир не зависит от познающего существа.

Поскольку он охватывает утверждения, содержащие идеальные абстрактные объекты, антиреализм может применяться к широкому кругу философских тем, от материальных объектов до теоретических сущностей науки, математического утверждения, психических состояний, событий и процессов, прошлого и будущего.[2]

Майкл Даммит упомянул термин «антиреализм» в своей работе Реализм с целью вновь исследовать классические философские споры, включая концептуальный реализм, номинализм, феноменализм и идеализм. Новизна подхода Даммита состояла в описании этих споров как аналогичные спорам между интуиционизмом и платонизмом в философии математики.

Идеалисты сохраняют скептицизм по отношению к физическому миру, споря о том, что 1) вне разума ничего не существует, либо 2) у нас нет доступа к независящей от разума реальности, даже если она и существует. Большинство реалистов считают, что восприятие или впечатления вызываются независимыми от разума объектами. Но это даёт возможность возникновения другого вида скептицизма: поскольку наше понимание причинности состоит в том, что один и тот же эффект может быть вызван несколькими причинами, существует недостаточная определенность того, что действительно воспринимается, как в сценарии мозга в колбе.

Моральный антиреализм считает, что утверждения относительно морали ложны, так как фактов основанных на морали не существует.