Антисемитизм в Венгрии


Антисемитизм в современной Венгрии является частым феноменом. Во время коммунистического периода в Венгрии, антисемитизм не проявлялся в его классической форме. При коммунизме антисемитизм считался фашистской идеологией. После конца Второй мировой войны вся антисемитская литература была уничтожена. В 1989 году, во время переходного периода от коммунизма к демократии, в Венгрии снова появился антисемитизм. Новое появление антисемитизма подняло много дискуссий, среди них самым значимым стал вопрос о том, что послужило причиной нового всплеска антисемитизма именно в этот период времени. Среди причин упоминали экономическую и социальную ситуацию в стране, которая резко изменилась после провозглашения Венгерской Республики и падения советского режима. По другим источникам причиной роста антисемитизма стали гражданские права, которые получили венгры после смены режима на демократический, что позволило им больше не скрывать свою враждебность к евреям[1].

Поcткоммунизм и капитализм привели страну к национализму. Национализм в Венгрии включает расизм, ксенофобию, фундаментализм и антисемитизм. Национализм служит псевдоответом на социально-экономические и культурные проблемы. Утверждалось, что раскол социально-политической структуры в Венгрии отражал исторические противоречия между прогрессом и государственностью, эти противоречия создали ситуацию, в которой влиятельные группы пытались превратить антисемитизм в мобилизирующую силу. Клаус Хольц в своем понимании антисемитизма подчеркнул роль еврея как вечно угрожающего индивидуальности наций и уничтожающего национальную индивидуальность наций и общин. Этот образ еврея привел к восприятию евреев как виновных, а венгерскую нацию как их жертву[2].

На посткоммунистическом пространстве антисемитизм образовался в периферии и в основной массе. В периферии, антисемитские и неонацистские организации появились и контролировались венгерскими фашистами, проживающими заграницей. Среди венгерских неонацистских идеологов были радикально правые публицисты и писатели. Появились газеты Hunnia Füzetek и Szent Korona (Святая корона), они были первыми вернувшие антисемитские мотивы (кровавый навет) и соединили их с послевоенной риторикой, в частности с отрицанием Холокоста. В основной массе антисемитизм приобрел центральное место в общественном дискурсе и в центральных форумах общественной жизни. Дискуссии проводили представители интеллигенции, такие как István Csurka (Иштван Чурка), который принимал участие в деятельности антикоммунистической оппозиции и был видным политиком после смены режима в 1989 году.[3][4]