Аплодисменты


Аплодисме́нты или аплодирование (лат. applausus, plaudere — в буквальном смысле хлопанье в ладоши) — как правило — одобрение, выражаемое публикой рукоплесканием при различного рода зрелищах и представлениях, даваемых на сценических площадках, а также во время спортивных соревнований, церемоний награждений, произнесения речей и т. д. Бурные аплодисменты, сопровождающиеся криками «браво», «брависсимо» (от итал. bravo — отлично, bravissimo — отличнейший) называются овацией (лат. ovatio — ликование), которая может быть стоячей в знак особого восторга или уважения перед тем, кому она предназначена. В некоторых странах аплодисменты также сопровождаются топанием ног.

Во время музыкальных выступлений аплодисменты между частями одной симфонии или сюиты противоречат этикету. Во время театральных выступлений помимо приветствия аплодисментами выхода на сцену примы театра, приветствуются мастерски исполненные технические приёмы высшей сложности (например взятие высокой ноты в опере или исполнение фуэте в балете). Нередко аплодисменты сопровождаются выкрикиванием «Бис!» (лат. bis — буквально «дважды»), тем самым выражая желание, чтобы понравившееся действие было повторено. «На бис», порой по нескольку раз, после удачного выступления вызывают и актёров, и музыкантов.

В случае задержки начала спектакля аплодисменты публики в зале, как правило, означают нетерпение и требование немедленно начать выступление. Также существует традиция аплодисментами провожать артиста в последний путь.

Аплодирование различной силы распространено во многих культурах и неизвестно, когда появилось[2]. Возможно, в доисторическую эпоху, как вид акомпанемента при пении. Вероятно, ладони, ступни и голос были первыми музыкальными «инструментами» человечества[1]. Хлопая в ладони, певцы поддерживали (общий) ритм и акцентуацию мелодии.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, древние греки не знали аплодисментов и впервые аплодирование вошло в традицию в Древнем Риме, возведшему аплодисменты в специальность и разделявшему их на bombi — шум, похожий на жужжание пчёл, imbrices — подражание падающему на крыши дождю и testae — подражание треску разбивающихся глиняных сосудов.

Римские писатели Тит Макций Плавт и Публий Теренций Афр практически всегда оканчивали свои пьесы словами: plaudite, cives («хлопайте, граждане»). Римляне же ввели профессию наёмных хлопальщиков, которые являлись одной из непременных принадлежностей любого популярного цирка и амфитеатра. Гистрионы, мимы, гладиаторы, шуты, любимые авторы и певцы всегда встречались шумными рукоплесканиями, сопровождавшимися криком зрителей (acclamatio), a иногда и качанием (surrectio).