Аполлон-10


«Аполло́н-10» (англ. Apollo 10) — американский пилотируемый космический корабль, совершивший 18 — 26 мая 1969 года финальный (перед выполнением основной задачи) испытательный полёт к Луне в полной (командный и лунный модули) конфигурации, в ходе подготовки экспедиций на Луну в рамках программы «Аполлон».

«Аполлон-10» установил рекорд скорости пилотируемого космического корабля: 39 893,68 км/ч (11 081,58 м/с). Это произошло 26 мая во время обратного полёта[2].

Экипаж «Аполлона-10» впервые использовал в космосе специальную телекамеру[en] и впервые вёл цветную телетрансляцию во время полёта. В июне того же года Том Стаффорд, Джон Янг и Юджин Сернан были отмечены премией «Эмми».

Экипаж был составлен из ветеранов программы «Джемини», все имели опыт полётов. Янг и Сернан впоследствии высадились на Луне как командиры кораблей «Аполлон-16» и «Аполлон-17» соответственно.

Программа полёта корабля предусматривала проведение всех операций, которые предстояло осуществить при высадке людей на Луну, за исключением завершающего этапа посадки на Луну, пребывания на Луне и старта с Луны. Некоторые специалисты НАСА после успешных полётов кораблей «Аполлон-8» и «Аполлон-9» рекомендовали обойтись без «генеральной репетиции» и использовать корабль «Аполлон-10» для первой высадки людей на Луну. Руководство НАСА сочло необходимым предварительно провести ещё один испытательный полёт. Основными задачами полёта являлись: комплексные испытания командного и лунного модулей на селеноцентрической орбите с проведением всех операций, необходимых для высадки астронавтов на поверхность Луны; отработка навигации на селеноцентрической орбите; испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу командного и лунного модуля; испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну; фотографирование и киносъёмка Земли и Луны.

27 апреля 1969 года, за три недели до расчётного момента запуска, из заправленного бака первой ступени ракеты-носителя вытекло 19 тысяч литров топлива. Произошло это по следующей причине: операторы, готовившие ракету с кораблём к старту, устраняли течь в наземном оборудовании. При этом по ошибке оператора или из-за неправильно составленной инструкции была выключена система наддува бака. Клапаны, рассчитанные на определённое давление, открылись и из бака вытекла часть топлива. Образовавшееся в баке отрицательное давление привело к некоторой деформации днища и было опасение, что в днище могли возникнуть трещины. Визуальный осмотр бака и дефектоскопия с помощью флюоресцирующих красок наличия трещин не показали. Несмотря на это, было решено провести дополнительные гидростатические испытания бака, которые прошли успешно.