Аполлон и Дафна


«Аполлон и Дафна» (итал. L'Apollo e Dafne) — мраморная скульптурная группа, созданная художником итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини по заказу кардинала Шипионе Боргезе в 1622—1625 годах. Находится в «Комнате Аполлона и Дафны» (Зал III) на Вилле в садах Боргезе (Галерея Боргезе) в Риме[1]. Кардинал Боргезе, меценат и коллекционер произведений античного искусства, покровительствовал Бернини. «Аполлон и Дафна» — одна из четырёх скульптурных групп, которые кардинал заказал молодому, но уже признанному скульптору. Остальные: «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619), «Давид» (1623—1624), «Похищение Прозерпины» (1621—1622). Высота скульптуры 243 см.

«Аполлон и Дафна» — последняя работа из серии поручений, данных кардиналом Шипионе Боргезе скульптору Джан Лоренцо Бернини, которому в то время было немногим более двадцати лет. Выполнение скульптурной группы было начато в августе 1622 года, но было прервано летом 1623 года, так как Бернини поспешил завершить своего Давида[2].

Закончив «Давида» в 1624 году, Бернини смог возобновить работу в апреле того же года, воспользовавшись помощью одного из учеников своей мастерской, каррарского скульптора Джулиано Финелли, который выполнил самые тонкие части работы: листву и корни лаврового дерева, в которое превращается, согласно тексту Овидия, нимфа Дафна[3].

Скульптурная группа «Аполлон и Дафна» была окончательно завершена осенью 1625 года и сразу же получила восторженные отзывы как одно из самых впечатляющих произведений молодого художника. Как и в случае с «Похищением Прозерпины», к основанию «Аполлона и Дафны» был прикреплён картуш, с нравоучительным двустишием, сочинённым Маффео Барберини, будущим папой Урбаном VIII: «Quisquis amans sequitur fugitivae gaudia formae fronde manus implet baccas seu carpit amaras» (Кто любит и гонится за радостями мимолётной красоты, тот наполняет руку листьями и срывает горькие ягоды). Эти назидательные строки должны были послужить оправданием присутствия скульптуры на языческий сюжет в коллекции кардинала.

Изначально скульптура располагалась возле стены, но архитектор Антонио Аспруччи в конце XVIII века переместил её в центр зала, превратив помещение в «Зал Аполлона и Дафны».

Сюжет основывается на древнегреческом мифе, пересказанном в «Метаморфозах» Овидия. Дафна (др.-греч. Δάφνη — лавр) — персонаж древнегреческой мифологии, прекрасная нимфа. Преследуемая Аполлоном, охваченным к ней страстью, она, давшая обет целомудрия, обратилась к богам с мольбой изменить её облик, чтобы избежать преследования, и была превращена в лавровое дерево, ставшее затем священным деревом Аполлона: