Аппиани, Андреа


Джова́нни Андре́а Мелькьо́рре Аппиа́ни (итал. Giovanni Andrea Melchiorre Appiani; 23 мая 1754, Милан, Ломбардия — 8 ноября 1817, Милан) — итальянский живописец неоклассического направления. Известен как «Аппиани Старший», в отличие от своего внучатого племянника Андреа Аппиани Младшего (1817—1865), художника исторической живописи из Рима. По фамилии Аппиани известен ещё один итальянский художник, родившийся в Мюнхене и работавший в Германии: Джузеппе (Йозеф Игнац) Аппиани (1706—1787), последователь Якопо Амигони[5].

Андреа Аппиани родился в Милане в семье врача Антонио Аппиани и Марты Марии Ливерты. Крещён в приходе Сан-Карпофоро с именами Джованни, Андреа и Мельхиорре[6]. Отец надеялся сделать из него хорошего врача, но заметив его художественные способности, в 1769 году определил мальчика сначала под руководство «весьма посредственного учителя», а затем в частную школу Карло Мария Джудичи, живописца и скульптора, который пользовался в городе известностью, главным образом благодаря сотрудничеству с Антоном Рафаэлем Менгсом. Два года (1783—1784) Андреа изучал рисунок и копировал гравюры. В годы ученичества Андреа копировал также работы мастеров эпохи Высокого Возрождения, таких как Рафэль Санти и Джулио Романо[7].

В 1776 году Аппиани продолжил образование в классе фресковой живописи миланской Академии Амброзиана (Accademia Ambrosiana) под руководством Джорджо Антонио де Медичи. Затем он перешел в мастерскую Мартина Кноллера, который обучал его технике фрески и моделирования формы светотенью. Затем Андреа Аппиани перешёл от Кноллера к Джулио Трабаллези. Совершил поездку во Флоренцию и Болонью, где особое внимание обратил на произведения Доменикино. Изучал античную скульптуру и живопись в Риме и Неаполе. Посетив Парму в 1795 году, он познакомился с искусством Корреджо. Постоянно работал в Милане с 1792 года. Среди наиболее известных произведений Аппиани — фрески с изображением четырех евангелистов и Отцов церкви в куполе и пандативах церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо (1795), а также фреска «Парнас» с изображениями Аполлона и муз для королевской виллы в Милане (ныне в Галерее современного искусства, Милан).

Со смертью отца Андреа Аппиани пережил трудный период, ему пришлось добывать средства к существованию: он создавал декорации и костюмы для театра Ла Скала, украшал кареты с росписями цветами по шёлку. Между 1786 и 1790 годами Аппиани выполнял заказы на декоративные росписи, в частности в соборе и на Королевской вилле Монцы, а также в Палаццо Буска алле Грацие, в Палаццо Литта, в доме Орсини Фалько, в Палаццо Греппи, в Ротонде делле Серре, в которой он выполнил основной цикл фресок «Истории Амура и Психеи» (Storia d’Amore e Psiche) для эрцгерцога Фердинанда Габсбургского[8].