Арабский социализм


Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية‎, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой синтез идей панарабизма и социализма.

Арабский социализм (Иштиракия, الاشتراكية) отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм. Следует отличать арабский социализм как от арабских адаптаций атеистического марксизма (Юсеф Сальман Юсеф, Хусейн ар-Ради), так и от исламского социализма.

Известно, что конфликт между иракскими баасистами и иракскими коммунистами приобретал острые формы в 1959 и 1963 годах.

Идея арабского социализма была выдвинута сторонниками партии Баас как альтернатива капитализму и европейскому социализму, в том числе и марксизму. Концепция «арабского социализма» и баасистские режимы нередко критиковались как противниками, так и сторонниками социализма как такового. Однако арабский социализм не может быть отождествлен исключительно с баасизмом. Этой идеологии придерживались как египетские насеристы[1], так и сторонники ливийского лидера Каддафи[2].

Термин «арабский социализм» был впервые введен Мишелем Афляком, одним из основателей партии Баас, для того, чтобы отличать его версию социалистической идеологии от марксистского социализма и других типов социализма, существующих как в европейских, так и других странах (КНР, СССР и др.) и подчеркнуть его аутентичность и оригинальность[3]. Идеи Афляка были озвучены в 1947 году, когда появилась партия Баас.

Арабский социализм, интегрированный в арабский национализм и панарабскую идеологию, утерял многие из своих позиций после Шестидневной войны 1967 г., сильно дискредитировавшей Египет при правлении Гамаля Абделя Насера. Идеология арабского социализма продолжала существовать и в последующие годы, но война стала началом фундаментального пересмотра арабской политики, в чём многие видели закат эры арабского социализма. Результатом арабского социализма является светский характер многих арабских государств. Однако идеи арабского социализма до сих пор живут среди интеллигенции арабского мира, и идеи социального эгалитаризма и «третьего пути» между «эгоистическим» Западом и «бездуховным» социализмом остаются важными для современной арабской политической мысли.