Ардуэн-Мансар, Жюль


Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн, граф де Сагон; 16 апреля 1646, Париж — 11 мая 1708, Марли-ле-Руа) — французский архитектор, один из создателей национального «большого стиля» (Grand manière) архитектуры эпохи Короля-Солнце Людовика XIV (второй половины XVII века) совмещающего черты классицизма и барокко. Внучатый племянник архитектора Франсуа Мансара, зачинателя классицизма во французской архитектуре.

Ардуэн-Мансар учился проектированию у Либераля Брюана — архитектора, известного созданием Дома инвалидов в Париже (1671—1676). Кроме того, Жюль унаследовал коллекцию архитектурных планов и чертежей своего знаменитого двоюродного деда Ф. Мансара. Заодно присоединил его фамилию к своей.

Он построил небольшой замок Валь (Сhâteau de Val, 1674) и завоевал уважение короля Людовика XIV после того, как нарисовал план замка де Кланьи (Сhâteau de Clagny), предназначенного для фаворитки короля, мадам де Монтеспан. В 1675 году стал «ординарным архитектором» и поступил в Королевскую академию архитектуры в Париже. В 1681 году получил должность и звание Первого королевского архитектора и в 1685 году был назначен сюринтендантом Ведомства королевских построек (surintendant Bâtiments du roi). В 1690 году совершил поездку по Италии.

Службу при дворе Людовика XIV Ардуэн-Мансар начал с проекта расширения дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Большого Трианона и первой королевской церкви Нотр-Дам (Eglise Notre-Dame de Versailles) в Версале (1684—1686). Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали Собор Дома инвалидов (1693—1706), перестройка Большого дворца в Версале (1678—1687), архитектурные ансамбли: площадь Побед (Place des Victoires; проект 1684 года) и Вандомская площадь (Place Vendôme; проект 1698 года). Ардуэн-Мансар считается также автором проекта капеллы в замке Серран.

После смерти в 1690 году Шарля Лебрена, возглавлявшего Королевскую академию живописи и скульптуры, Жюль Ардуэн-Мансар, только что завершивший возведение купола церкви Дома инвалидов, укрепил своё влияние при королевском дворе. В 1691 году он стал Генеральным инспектором Королевских зданий. В следующем году привлёк живописца Шарля де Лафосса, Шарля де Ла Фосса. и заказал ему проект росписи церкви. Де Ла Фосс расписал внутреннюю часть купола в 1702—1706 годах. В 1699 году реорганизовал Королевскую академию архитектуры в Париже.