Аревахач


Аревахач (арм. արևախաչ, солнечный крест)[1], также известный как армянский знак вечности (арм. հավերժության հայկական նշան) ( юникод «֍») — древний символ армянской национальной идентичности[2]. Имеет вид круглого, вихревого, винтообразного круга, похожего на солнце[3]. Один из древнейших символов в армянской культуре[4][5].

В зависимости от количества элементов армянский знак вечности называется соответственно шестикрылым или восьмикрылым[6][7].

Крест в круге, а также щит, встречающийся на хачкарах обозначает замкнутый цикл бытия (жизнь — смерть — возрождение)[8]. Встречается на армянских христианских памятниках с V века, потом этот знак перешёл и на хачкары[8]. К VIII веку об использовании символа вечности в армянской архитектуре можно уже говорить как о давно устоявшей иконографической практике[9], причем символ сохранил свое значение с раннего средневековья до наших дней[10].

Составляет элементы символики на хачкарах[11], монастырей[12][13][14][15][16][17][18] и других архитектурных памятников[16][19][20][21][22]. Круг, как и вращающиеся линии, символизировали совершенство. Архитекторы таким образом выражали концепцию вечной, небесной жизни[23].
Часто используется в государственной символике[24][25][26][27][28][29][30], а также в символиках неправительственных организаций[6]. В 2012 году консорциум Юникода[31], совместно с организацией ISO[32], официально добавили в блок «Армянское письмо» левосторонний и правосторонний знаки вечности под названием «Armenian Eternity sign», тем самым впервые произведя оцифровку данного символа.

Quite a different version of the Celtic triskelion, and perhaps the most common pre-Christian symbolism found throughout Armenian cultural tradition, is the round clockwise (occasionally counter-clockwise) whirling sun-like spiral fixed at a centre — the Armenian symbol of eternity.

The eighth, or ninth, century date of this two examples of Irish stone crosses places them chronologically well after the carving of stone crosses in Armenia and the use of the Armenian symbol of eternity had become a long established national iconographical practice.