Арес Людовизи


Арес Людовизи — мраморная скульптура юного безбородого бога войны Ареса, найденная на месте храма Марса (римского коррелята греческого Ареса) рядом с Цирком Фламиния на Марсовом поле в Риме при строительных работах в 1622 году. Представляет собой копию либо реплику пентелийского мрамора с бронзового оригинала древнегреческого позднеклассического мастера IV века до н. э. (возможно, Лисиппа или Скопаса). Датируется временем «добрых императоров» (II век н. э). Оригинал не сохранился[1].

Скульптура была найдена в Риме в 1622 году. Пьетро Санти Бартоли назвал район южной части бывшего Марсова поля возле Палаццо Санта-Кроче в Рионе-Кампителли и обстоятельства находки «при прокладке канализационного канала», но точное место до настоящего времени остаётся неясным[2].

Скульптура попала в коллекцию, собранную кардиналом Людовико Людовизи, племянником папы Григория XV, на вилле, которую он построил недалеко от Порта Пинчиана, на месте, где Гай Юлий Цезарь и его наследник, Октавиан Август, имели свои виллы. В 1622 году скульптура была восстановлена молодым Джованни Лоренцо Бернини, который отполировал поверхность мрамора, добавил рукоять меча и, по своему усмотрению, утраченную правую ногу, а также, вероятно, фигурку играющего у ног бога войны Амура[3].

И. И. Винкельман, составляя каталог собрания Людовизи, назвал скульптуру «самым красивым Марсом, сохранившимся с античности». В XVII—XVIII веках Арес Людовизи был предметом восторгов ценителей искусства. В то время ещё не придавали особого значения различиям качества древнегреческих оригиналов, которые были плохо известны, и их позднейших римских повторений.

В 1901 году будущий наследник семьи, принц Бонкомпаньи-Людовизи, выставил древности Людовизи на аукционную распродажу. Девяносто шесть произведений, в том числе скульптуру Ареса, выкупило итальянское государство, а остальные были рассредоточены по музеям Европы и США. В 1990 году, во время реформы Национального музея Рима) с целью восстановления знаменитых коллекций в прежнем составе их выдающихся собирателей, Ареса Людовизи установили в Палаццо Альтемпс —исторической резиденции семьи, расположенной к северу от Пьяцца Навона в Риме.

Ф. Коарелли связывал скульптуру с храмом Марса, воздвигнутым в южной части Марсова поля, и признавал в оригинале работу Скопаса Младшего II века до н. э., который создавал статуи для храма. Некоторые детали скульптуры: маленький Амур (Эрот), смотрящий снизу вверх на бога войны (если признать эту деталь существовавшей в оригинале), указывающий на связь Ареса с Афродитой, выступы и подкосы с левой стороны, а также менее детализированная левая часть головы Ареса, показывают, что статуя изначально могла быть частью группы, изображающей Афродиту и Ареса, воплощения, согласно греческой мифологии, любви, побеждающей войну. В качестве альтернативы, возможно, существовал второй Эрот, играющий вокруг левого плеча Ареса[4].