Аристипп Младший


Аристипп Младший (др.-греч. Ἀρίστιππος; IV в. до н. э.) — древнегреческий философ киренской школы, внук Аристиппа. Его мать Арета, дочь старшего Аристиппа, передала отцовские философские воззрения сыну, это послужило поводом для прозвища «ученик матери» (μητροδίδακτος) Аристиппа Младшего.[1] Сохранилось мало сведений о философе.

Уже в XX в. некоторые исследователи сочли, что учение киренаиков в той форме, которая дошла до нас, сформулировано именно Аристиппом Младшим, а не его дедом, Аристиппом Киренским[2]. Однако единственное подтверждение этой гипотезы, и то косвенное, можно найти у епископа Кесарии Палестинской Евсевия, который цитирует трактат «О философии» перипатетика Аристокла из Мессены (II в.). Автор пишет, что Аристипп Младший систематизировал и сформулировал учение киренаиков, исходя из жизненных принципов своего деда, и описывает его суть, совпадающую с мнением других философов и историков об учении киренаиков (Euseb. Praep. evang. XIV 18)[3]:

Он очень ясно определил цель жизни в получении удовольствий, признавая удовольствие в движении. Он говорил, что имеется три состояния, влияющие на наше настроение. Первое, в котором мы чувствуем боль, сравнимо с морским штормом; второе, в котором мы чувствуем удовольствие, похоже на лёгкие волнообразные движения и сравнимо с приятным бризом; третье, среднее состояние, в котором мы не чувствуем ни боли, ни удовольствия, которое сравнимо с штилем. Единственно из этих чувств, по его словам, состоит наше восприятие.

Аристипп Младший также указывал, что удовольствие — это род движения, что отличается от концепции эпикурейцев, которые соотносили удовольствия с состоянием покоя[4].