Аристотелизм


Аристотели́зм — система мышления, которая строится на принципах учения Аристотеля, особенно в области личной и общественной этики, политики и толкования свойственных человеку благ. Этические принципы Аристотеля наиболее полно выражены в одном из его известных произведений — Никомаховой этике. Работы Аристотеля первыми приняли и развивали перипатетики, позже неоплатоники, которые написали много комментариев к его трудам. В исламском мире, книги Аристотеля, переведённые на арабский язык, благодаря Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сине и Ибн Рушду (см. восточный аристотелизм) стали главной частью ранней исламской философии.

Аристотель разделял науки на три вида: теоретические, практические и продуктивные. К первым он относил математику, метафизику и физику. Ко вторым — экономику, политику и этику. К последним — риторику, эстетику и технику. Такая система наук была сформирована в зависимости от их цели: получение истинного знания, практическая польза или прекрасное.

Метафизика рассматривается как наука о субстанции, которая имеет внутренние, присущие ей принципы покоя и движения. Аристотель определял мудрость как науку о первопричинах. Четырьмя главными разделами его философии были — диалектика, физика, этика и метафизика.

Научный метод основывается на стремлении постичь первопричины в той или иной области (будь то физические, биологические и иные явления) и разложить их на составные элементы. То, что воспринимается органами чувств, не может считаться полностью достоверным, для подлинного познания вещей необходимо понять их причину, однако чувственная составляющая также необходима. Подобный подход связан с телеологическим подходом Аристотеля: по его мнению, все явления природы имеют свой телос или цель, а также некую причину своего существования[1].

Научное знание обретается с помощью сочетания двух способов: путём непосредственного восприятия окружающей действительности и построения верных умозаключений, то есть путём доказательства. При этом, два этих способа связаны, так как при отсутствии чувственного подтверждения доказываемого факта, опосредованные умом доказательства можно приводить бесконечно.

Приняв доказательность за необходимую основу научного знания, Аристотель был вынужден разработать и правила верного умозаключения. Закон силлогизма Аристотеля гласит, что умозаключение происходит из нескольких объединённых суждений и, являясь отличным от первоначальных суждений, тем не менее содержит в себе идеи, заключённые в этих суждениях[2].