Аркадия (роман Сидни)


«Арка́дия» (англ. Arcadia) — пасторальный роман Филипа Сидни, оставшийся незаконченным. Был впервые опубликован в 1590 году.

Текстология «Аркадии» достаточно сложна. Сидни начал роман около 1577 г., совсем еще юношей, и закончил, видимо, в 1580 г., в имении своей сестры Мэри Герберт, графини Пемброк, в Уилтшире, где жил в своего рода неофициальном изгнании. Опубликован он не был. Переделывать его он принялся где-то между 1582 и 1584 гг. и ко времени своей смерти (1586) успел заново переписать две с половиной книги из пяти. Друг и биограф Сидни Фалк Гревиль издал в 1590 г. этот оборванный на половине фразы текст, а в 1593 г. Мэри Пемброк опубликовала сводный вариант, где к «Новой Аркадии» (то есть к последней редакции) было присоединено окончание «Старой», отчасти заново отредактированное, дабы устранить наиболее вопиющие противоречия между двумя частями. Наконец, в 1627 г. очередной издатель «Аркадии» сэр Уильям Александер сделал в текст вставку, чтобы заполнить сюжетный провал между двумя версиями романа, и в таком виде «Аркадия» прожила почти три столетия. Лишь в начале прошлого века рукопись «Старой Аркадии» была обнаружена и увидела свет в 1926 г.

Заново переписывая роман, Сидни не убрал почти ничего, но прибавил много; основные изменения шли по линии стиля, структуры и содержания. Стиль перерабатывался в направлении все возраставшей эмфатической усложненности, сюжет утратил прямолинейность (ход действия то и дело перебивается продолжительными экскурсами в прошлое), а к содержанию романа Сидни добавил столько, что сводный объем дополнений превысил весь объем «Старой Аркадии».

Из источников «Старой Аркадии» наиболее существенны три. «Аркадия» Якопо Саннадзаро дает место действия и его обстановку. «Эфиопика» Гелиодора (которую Сидни вслед за Скалигером считал образцовой героической поэмой) — развязку (суд, в котором судья и подсудимый связаны кровным родством). Продолжения «Амадиса» — основную сюжетную интригу (в книге VIII Амадис Греческий, влюбившись по портрету, одевается амазонкой и сам становится предметом посягательств со стороны престарелого отца возлюбленной; в книге IX Флорисель с той же целью одевается пастухом; в книге XI Агесилана, выдавшего себя за девицу, осаждают одновременно король и королева), которая через «Амадиса» восходит к классической и ренессансной комедии.