Армия Кыргызского каганата


Армия Кыргы́зского кага́ната (др. кырг. 𐰂𐰼𐰂𐰤, ärän; мужи-воины[5]; 𐰾𐰈, ; войско[6]) — вооружённые силы Кыргызского каганата с 693 по 1207 годы. В эпоху рассвета государства представляли собой регулярную армию с централизованным командованием и качественным снаряжением.

Военные реформы, предпринятые в VIIIIX веках позволили енисейским кыргызам начать свою экспансию и предпринять ряд завоевательных и грабительских походов по евразийской степи. В IX веке кыргызские военачальники совершали походы в Восточный Туркестан, Ганьсу, Гоби и Маньчжурию, а отдельные отряды енисейских кыргызов с боями доходили до пределов Волги и Крыма.

На развитие военного дела енисейских кыргызов существенное влияние оказала Таштыкская культура. Сведения о таштыкских воинах исследовались учёными, главным образом, в археологическом комплексе «тепсейских миниатюр». Версию о существовании у таштыкцев трёх видов вооружённых сил выдвигал И. Л. Кызласов. М. В. Горелик, напротив, считал изображённых рыцарей кочевыми хунну либо кочевниками-сяньби. Версия пришлого характера воинов тепсейских миниатюр поддерживалась и П. П. Азбелевым, а В. П. Никоноров и Ю. С. Худяков поддерживали версию о принадлежности воинов к отрядам ираноязычных кочевников[7].

Оружие дальнего боя таштыкских пехотинцев и конников было нескольких типов — так называемые «скифский» и «хуннский»[8]. Виды доспехов таштыкских «рыцарей» разделялись на три типа: 1-й тип был похож на длиннополые халаты без рукавов. Руки воинов по локоть закрывались оплечьями, созданными из нескольких конических кожаных колец или связанных между собой широких кожаных дуг; 2-й тип представлял из себя произведённую по размерам корпуса двух-частную кирасу, к которой прикреплялись кожаные оплечья. К нижней части кирасы прикреплялись лопасти, связанные по ламеллярному принципу из панцирных пластин. Затылок и шею воина защищался высоким наборным воротником; 3-й тип панцирей собирался из лент, которые образовывались множеством мелких прямоугольных пластин, стянутыми ремнями по ламеллярному образцу защиты. Головы воинов венчали сфероконические и конические шлемы с бармицей или без неё[9].

Пехота защищалась крупными щитами в рост человека, которые собирались из двух трапециевидных частей, соединённые поперечным ремнём. Крупные щиты находились на вооружении элитных воинов, которые в ходе сражения выдвигались вперёд, устанавливая щиты на землю и создавая таким своеобразную стену, давая возможность для обстрела неприятеля из луков. В рукопашном бою, тесно сомкнувшись, такие отряды вставали преградой на пути неприятеля. Между щитами оставались небольшие зазоры, из которых наносились колющие удары[10]. Некоторая часть легковооруженных воинов, наносила на своем торсе различные узоры, вступая в бой обнажёнными по пояс. Эта боевая раскраска исполняла функции языческих обрядов, племенного символа, а также психологического давления на неприятеля[11].