Армянская историография V—XVIII веков


Армя́нская историогра́фия V—XVIII веко́в — совокупность работ армянских авторов V—XVIII веков (летописей, хроник и других источников), посвящённых истории собственно Армении и содержащих многочисленные данные о сопредельных государствах и регионах — Закавказье, Византии, Ближнем и Среднем Востоке[1]. Возникшая на закате античности армянская историография занимала доминирующее место в армянской средневековой литературе[2]. V—XVIII столетия охватывают древний период армянской историографии[1].

Периоды спада и подъёма культурной активности в Армении соответствовали изменениям в её политической ситуации. Наиболее раннее сообщение о создании исторического повествования в Армении относится к I веку до н. э.[3] Написание, пояснение и сохранение истории армянского народа изначально было одной из главных задач образованного класса[4], а V столетие стало золотым веком национальной литературы[5]. В это время возникает непрерывная историографическая традиция, когда авторы начинали повествование с исторического периода либо даты, на котором остановились их предшественники[6][7].

В середине VI века было введено армянское летосчисление[8]. С VII века, начиная с арабского завоевания, в силу сложившихся обстоятельств труды некоторых историков приобрели универсальный характер как в хронологическом, так и в географическом отношении[9], зародились жанр хроники и историческая география[10].

Новый подъём историографии произошёл в X—XIV веках, что в первую очередь было связано с восстановлением армянского государства сначала Багратидами, а затем и в Киликии. В XIV веке наступила полоса упадка[11], связанного с нашествием татаро-монгольских племён и мамлюкским вторжением, длившегося более двух столетий, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьёзных исторических трудов. Историческая литература этого периода представлена главным образом мелкими хрониками и памятными записями рукописей. Следующее возрождение историографии пришлось на XVII век[11]. Последним крупным представителем армянской средневековой историографии[12] и предшественником современной исторической науки считается Микаэл Чамчян, автор трёхтомной «Истории Армении» (1784—1786)[13][14].

Начиная с позднего Средневековья историография развивается в том числе среди армянской диаспоры в странах Азии и ЕвропыПерейти к разделу «#Историография в диаспоре».

Армянская средневековая историческая философия сводилась к идее богоизбранности армян. Утрата независимости и вражеское окружение также внесли свои коррективы в армянскую историософиюПерейти к разделу «#Армянская историософия».