Артапанус Александрийский


Артапан Александрийский (также Артапан из Александрии; др.-греч. Ἀρτάπανος ὁ Ἀλεξανδρεύς, латиниз. Artapanus) — историк, иудей по происхождению, живший в Александрии, вероятно, во второй половине III или во II веке до н. э. Между 250 и 100 годом до н. э. написал на греческом языке историческое произведение под названием «Об иудеях». Работа Артапана может рассматриваться как ответ на произведения таких авторов, как Манефон (III век до н. э.)[1].

Артапан использовал Септуагинту как основу для своего исторического сочинения, создавая своё собственное, отличающийся от библейского, повествование. Он описывает пребывание в Египте трех еврейских патриархов — Авраама, Иосифа и Моисея, представляя их героями, привнесшими в ближневосточную культуру многие важные изобретения.[1]

Согласно Артапану, Авраам научил Фараона астрологии, Моисей «облагодетельствовал человечество» изобретением лодок, египетского оружия и философии (Eusebius, PrEv 9.27.4). Также он рассказывает, что греки называли Моисея Мусеем, учителем Орфея (считавшегося отцом греческой культуры).[2] Также Артапан приписывает Моисею разделение Египта на 36 номов и покорение Эфиопии, два достижения, традиционно приписывавшихся египетскому «народному герою», царю Сесострису.[3] В своем повествовании Артапан подчеркивает, что народ любил праотцов евреев за их изобретения и достижения. Он даже замечает, что эфиопляне стали обрезываться в знак восхищения перед Моисеем.[1] Часть сочинения Артапана опирается на повествование книг Бытия и Исхода, но в основном это плоды его измышлений.

Одним из самых поразительных аспектов работы Артапана является легкость, с которой он соединяет иудейские и египетские культуру и религию. Артапан также пишет, что Моисей определил «для каждого из 36 номов бога, которому должно поклоняться, и что этими животными должны быть кошки и собаки и ибисы».[1] Нет никаких сомнений в том, что Артапан был знаком с животными культами Египта и с многочисленными центрами культового поклонения кошкам (например, в Телль эль-Бубастис) и ибисам (например, Туна эль-Гебель возле Гермополя), которые процветали во времена написания Артапаном его работы.[4] К сожалению, упоминание «кошек и собак и ибисов» не дает нам достаточно знаний о различных культовых центрах, которые могли бы быть использованы для датировки работы. Тем не менее, мы не можем определить только по повествованию Артапана, в какой степени этот религиозный синкретизм существовал в сознании других иудеев или египтян, писавших или живших в то время. Следует отметить, что в то время как Артапан связывает имя Моисея с основанием культов животных, он также утверждает, что «освященные животные» были уничтожены во время пересечения Красного моря.[1] Это говорит о том, что, согласно Артапану, вклад Моисея в египетское общество был, в конечном счете, менее важен, чем его главное деяние: выведение израильтян из Египта.