Артеди, Петер


Петер Артеди (швед. Peter Artedi), Петрус Артеди[1] (лат. Petrus Artedi), Петрус Арктедиус (лат. Petrus Arctaedius) (1705—1735) — шведский натуралист, «отец ихтиологии»; друг и соученик Карла Линнея.

Родился 27 февраля (10 марта по новому стилю) в 1705 году в приходе Анундшё[швед.] в Онгерманланде (лен Вестерноррланд, Швеция). Изначально он носил имя Пер Арктедиус (Per Arctædius), однако позже он несколько раз его менял. Родителями Пера были викарий Улаф Арктедиус (швед. Olof Arctædius, лат. Olaus Arctaedius, 1670—1728) и его вторая жена Хелена, урождённая Сидения (швед. Helena Sidenia, около 1680—1759). Пер был вторым ребёнком в семье и единственным сыном[2].

Известно о сильном интересе Артеди к флоре и фауне родных мест, который был заметен ещё во время жизни семьи в Анундшё[2].

В сентябре 1716 года семья переехала в местечко Нурдмалинг[швед.] в Вестерботтене (около города Умео). Пер целыми днями пропадал на берегу Ботнического залива, изучая прибрежную жизнь. В том же 1716 году Пер начал учиться в начальной школе в городе Хернёсанде в Вестерноррланде, затем там же, в Хернёсанде, он перешёл в среднюю школу, в которой учителем был его дед, Петрус Мартини Арктедиус (лат. Petrus Martini Arctaedius, около 1635—1719). Возможно, именно в память о деде Пер сменил своё имя на Петер (Петрус); когда именно это произошло, в точности неизвестно[2].

30 октября 1724 года Артеди был зачислен в Уппсальском университете под именем Петрус Арктелиус (лат. Petrus Arctelius). Он изучал классические языки, теологию, медицину и естествознание; он считался в университете одним из лучших студентов в области естествознания[2].

В 1728 году состоялась встреча Артеди с Карлом Линнеем[2] (1707—1778) — будущим великим естествоиспытателем и врачом. Линней летом этого года перевёлся из Лундского университета в Уппсальский. Вместе они начали работу по критическому пересмотру естественноисторических классификаций, существовавших к тому моменту. Линней преимущественно занимался растениями в целом, Артеди — рыбами, земноводными амфибиями и зонтичными растениями. Уровень преподавания в обоих университетах был не слишком высок и большую часть времени студенты занимались самообразованием[3].