Артель


Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

По вопросу о происхождении слова артель имеются, по меньшей мере, две точки зрения. Первая приписывает этому слову восточное происхождение: возводя к славянскому глаголу ротитися — «обещать», «клясться», «присягать» (о круговой поруке), существительному рота — «клятва» (артѣль и рота, с перестановкою, как рожь и аржаной)[1]; Вторая, поддержанная в своё время М. Фасмером, академиком Ф. Коршем — утверждает западноевропейское происхождение: из итальянского artiere — «ремесленник». Однако пути проникновения этого слова в русскую народную речь (уже в XVI—XVII вв.) недостаточно ясны[2].

Артели строились на договоре, обычно устном (иногда в большой артели при выполнении длительных и сложных работ — на письменном), содержавшем условия деятельности и обязательства её членов. Артель состояла, как правило, из близких по возрасту, физической силе и трудовой квалификации работников, равных по своим правам и обязанностям. Первоначально артели возникали на основе общинных, земляческих, родственных и национальных связей, со временем, особенно с развитием рыночной экономики, эти связи расширялись. Управление артелью осуществлял староста (он же рядчик, подрядчик, батырь, кормщик, атаман, усредник и прочее), которого выбирали на общем собрании из числа наиболее энергичных и опытных членов артели. Кроме того, артелью избирались один или двое помощников старосты, иногда для контроля за ним — особые «наблюдатели». Старший по какой-либо артельной работе носил название «передовщи́к»[3].

Артели создавались для выполнения как разовых, временных (сезонных), так и постоянных видов работ. По характеру работ артели были сельскохозяйственные, промысловые, торговые, строительные, сферы «услужения», биржевые[4], творческие (артели писателей, художников, артистов) и другие.


Санкт-Петербургская Артель художников. 1863—1864, Фотография.