Артхаус


Артха́ус[1] (англ. Art house букв. «дом искусств») — кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию, демонстрирующиеся, как правило, в специализированных (артхаусных) кинотеатрах. К категории артхауса относят авангардное, фестивальное, не мейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино), кино этнических и сексуальных меньшинств[2][3], а также так называемое интеллектуальное кино.

Само понятие «артхаус» возникло во второй половине 1940-х годов в США, где так стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (то есть неамериканского) и местного независимого производства[4][3].

Предшественниками современного артхауса можно назвать фильмы «Нетерпимость» (1916) Дэвида Гриффита и «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна (1925), которые повлияли на развитие европейских движений кино в течение многих десятилетий[5]. Фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» был революционной пропагандой, которая использовалась для проверки его теории, при которой монтаж фильма происходит таким образом, чтобы производить наибольший эмоциональный отклик у зрителей. Международная известность, которую Эйзенштейн получил после выхода этого фильма, позволила ему снять фильмы «Октябрь» (в честь грандиозного десятого юбилейного празднования Октябрьской революции в 1927 году) и «Старое и новое». Критики по всему миру высоко оценили эти фильмы. Основное внимание Эйзенштейна было направлено на структурные вопросы, такие как углы камеры, движение толпы. Эта манера съёмки повлияла на других режиссёров, таких как Всеволод Пудовкин и Александр Довженко: «Земля» (1930) часто определяется как вершина артхаусного кинематографа[6].

На артхаус также повлияли фильмы испанских авангардистов, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали (например, «Золотой век»), а также французского драматурга и режиссёра Жана Кокто. В 1920-е годы, в кинообществах начало распространяться мнение, что фильмы можно разделить на «…развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и серьёзное художественное кино (англ. art cinema), направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю сформировали Общество кино, которое по их мнению, было «художественным достижением», наряду с такими достижениями как «советские фильмы диалектического монтажа, а также экспрессионистские фильмы немецкой студии Universum Film A. G.»[5].

«Чистое кино», французское авангардное движение 1920—х и 1930—х годов, также повлияло на развитие идей артхауса. Это движение включало в себя дадаистов, таких как Ман Рэй («Оставьте меня в покое»[en]), Рене КлерАнтракт») и Марсель Дюшан («Анемичное кино»[en]).