Арт-рынок


Арт-рынок — совокупность взаимодействующих друг с другом субъектов и институтов, которые создают, вводят в обращение и потребляют искусство[1].

По статистике за 2013—2014 гг. лидерами рынка являются Китай и США, причём китайский рынок современного искусства обогнал американский, достигнув объёма в €601 млн, что составляет 40 % от мирового объёма, в то время как США, делившие в прошлом году первенство с Китаем, стали лишь вторыми с €552 млн (38 %). Таким образом, эти две страны делят между собой 78 % мирового рынка современного искусства[2].

Арт-рынок подразделяется на «первичный» и «вторичный»[3]. На первичном рынке произведения искусства продаются впервые, в то время как на вторичном рынке произведения искусства перепродаются.

В контексте рыночных отношений произведение искусства становится товаром, который, обладая своей спецификой, наделяет арт-рынок рядом отличительных особенностей[4].

1. В отличие от специалистов в любых других областях, художники, даже будучи в определённой степени одаренными, далеко не всегда добиваются успеха и становятся известными. Это связано прежде всего с тем, что без помощи специалиста (арт-дилера) большинство художников не способны продвинуться на рынке самостоятельно (однако в современной практике все же существуют исключения: Демиен Херст, Джеф Кунс, Трейси Эмин)

2. Рыночная стоимость товара мало зависит от его потребительской ценности (далеко не все дорогие картины будут служить хорошим украшением в интерьере) и от общественного мнения о его ценности (то, что одни эксперты положительно оценивают какое-либо произведение искусства, не означает, что другие эксперты будут с ними согласны).