Архилютня


Архилютня — разновидность лютни, общий термин для обозначения лютней с дополнительной колковой коробкой на отдельной безладовой шейке (либо продолжении основной шейки)[1]. Имеет меньший размер, чем теорба, за счёт чего первые 1—2 струны настраивают не на октаву ниже, а в продолжение основным[1]. Использовалась как солирующий инструмент, а также для basso continuo[2][3].

Термин итал. arciliuto появился в Италии до 1590 года, однако неясно, что именно он обозначал; известно лишь, что этот инструмент был в каком-то отношении «увеличен», вероятно, в длину[1]. К 1620-м годам у некоторых архилютен появилась вторая колковая коробка по аналогии с теорбой, они стали называться итал. liuto attiorbato[1].

Наибольшей популярностью пользовалась в Риме[4]. Архилютня оставалась популярна до конца XVIII века[5]. За пределами Италии и Германии архилютни не получили широкого распространения, хотя они упоминаются во французских источниках и непродолжительное время были популярны в Англии около 1700 года[2].

Алессандро Пиччинини[англ.] приписывал себе создание архилютни и считал неприемлемым называть её liuto attiorbato, так как она не происходит от теорбы[2]. До Пиччинини увеличение диапазона происходило за счёт удлинения корпуса, а он придумал удлинять шейку грифа[2]. Вероятно, там была и вторая загнутая назад колковая коробка, либо единственная коробка модифицированного вида, но точно это неизвестно[2].

С конца XVII столетия архилютни стали больше по размеру и часто заменяли теорбу в качестве басового инструмента[6][5]. Скорее всего, в этой роли на архилютне не играли аккордами[7]. В Германии архилютни также предпочитали теорбе[3]

Ввиду большого количества струн у архилютни был широкий гриф, на одной половине которого находились лады, а на второй ладов не было — там находились басовые струны[6]. У басовых струн была собственная колковая коробка[6]. Пиччинини и Вайс предполагали, что звукоизвлечение из архилютни должно производиться ногтями правой руки[3].