Архитектоника


Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — главное строение) — построение художественного произведения, «выстроенность», означающая ясно воспринимаемую цельность. Часто употребляется в том же значении, что и термин «композиция», хотя это неверно по существу. Качество архитектоничности — одно из многих свойств композиции художественного произведения, оно возникает «в результате применения художником акцентации, артикуляции, соподчинённости частей: отношений целого и детали, главного и второстепенного, верха и низа, центра и периферии»[1]. Родственным, но более узким понятием в применении к архитектуре и изобразительному искусству является термин тектоника, оно имеет не художественный, а конструктивный смысл[2].

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tekton) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является однокоренным со словами: архитектор (древнерусское архитектонъ, главный строитель), архитектура. Родственный термин: текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — качество формы, определяемое отражением на её поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры), например, архитектурной, живописной или графической. Существенно различие этих понятий. Тектоничность — формальное качество, оно обусловлено мерой выражения, ясностью конструктивных членений, подразделений целого на части, отношений величин, выявления верха и низа, центра и периферии композиции[3]. Впервые слово «тектоника» в качестве научного термина использовал в середине XIX в. немецкий археолог Карл Готтлиб Бёттихер[4]. Архитектоничность — ясно воспринимаемая целостность, соподчинённость и закономерность связи частей и целого. В отличие от простой тектоничности, архитектоника имеет не только формальный, но и семантический смысл. Архитектоника призвана выражать соподчиненность главного и второстепенного, то есть композиционный смысл формы. Поэтому качествами тектоничности могут обладать и природные объекты: скалы, деревья, но архитектоничность характеризует только произведения человеческого разума, осмысления формы и придания ей чувства и смысла.

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта. Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетические качества конструкции и материала.


Зримая архитектоника железнодорожного вокзала Ориенте, Лиссабон