Архитектурная композиция


Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности [1]. Композиция в архитектуре представляет собой содержательно-формальную целостность всех элементов, возникающую в результате художественно-образного переосмысления строительной конструкции. Наилучший пример: архитектурный ордер, который является образным переосмыслением тектонических закономерностей не только стоечно-балочной, но и любой конструктивной системы, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность [2]. Именно этим архитектура как вид художественного творчества отличается от всех разновидностей инженерно-конструктивной (дизайн) и строительной деятельности [3] [4].

Само понятие композиции предполагает внутреннюю организованность, которая проявляется на нескольких иерархически связанных содержательно-формальных уровнях. В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, предполагающее завершённую целостность (первичность целого в отношении частей)всех элементов согласно следующим основным принципам:

– структурность (определенность необходимых и достаточных элементов для функционирования сооружения, наличие координационных и субординационных связей между ними);

– вариативность (архитектурные композиции бывают изолированные, замкнутые, открытые, но все они тем или иным способом изменяются и развиваются).

Конкретную композиционную структуру и внешнюю форму архитектурного сооружения определяют идея (замысел), функции, художественный образ, эстетические качества формы, материал, средства и технические приёмы. По определению А. И. Некрасова, не камень или дерево, а пространство и время являются материалом искусства архитектуры. В результате действий архитектора «само пространство, и объем, и масса воспринимаются как-то специфически», и это является «существом архитектуры» [5]. Художественный образ пространства составляет смысл искусства архитектуры. Пространство, таким образом, выступает в качестве художественного материала, а массы, объемы, плоскости, линии, его ограничивающие, – в качестве формы. Композиционные средства – общие для всех видов архитектонически-изобразительных искусств: метр-ритм, отношения-пропорции, симметрия-направленность.