Асбестовская узкоколейная железная дорога


Асбестовская узкоколейная железная дорога (АСБОЖЕЛДОРОГА) — ныне несуществующая узкоколейная железная дорога с шириной колеи 600 мм и 1000 мм, располагавшаяся в городе Асбесте Свердловской области и его окрестностях. Первоначально предназначалась для транспортировки руды из карьеров. Ликвидирована в 1962 году.

В 1904 году в асбестовых разрезах посёлка Куделька (ныне город Асбест) были проложены рельсовые пути шириной 600 мм, предназначенные для вывоза руды на поверхность. На данных путях использовались вагонетки «Оренштейн & Коппель» вместимостью 1,5 тонны на конной тяге. Кроме того, использовались также подъёмники системы Гумбольдта[1].

В связи с возраставшей потребностью в асбесте и соответственно необходимостью увеличения объёмов добычи минерала встал вопрос о модернизации горных разработок. По-видимому, владельцами приисков было принято решение о необходимости внедрения паровой тяги.

В 1910 году на асбестовые прииски поступили первые два паровоза. Установлено, что это были паровозы фирмы «Оренштайн и Коппель», ранее эксплуатировавшиеся на Монетных золотых приисках Поклевского-Козелл. Каким образом они были перевезены в Кудельку, неизвестно. Краеведом А. Л. Копыриным высказано предположение, что паровозы перевозились в разобранном виде конной тягой в зимнее время[2].

— Зав. № 6412 1911 год, тип IVbv, 0-2-0 танк, колея 600 мм, новый — Avenarius i Ska für Jaszewsky, Warschau для асбестового завода Поклевского-Козелла;

— Зав. № 6413 1911 год, тип IVbv, 0-2-0 танк, колея 600 мм, новый — Avenarius i Ska für Jaszewsky, Warschau для асбестового завода Поклевского-Козелла[2].