Аскари, Альберто


Альбе́рто Аска́ри (итал. Alberto Ascari; 13 июля 1918[1][2], Милан[2] — 26 мая 1955[1][2], Монца, Ломбардия[2]) — потомственный итальянский автогонщик, чемпион мира среди гонщиков 1952 и 1953 года. Является вторым и последним итальянцем, сумевшим завоевать этот титул. Завоевал оба титула, выступая за команду Ferrari. Участвовал всего в 33-х гонках, но успел установить множество рекордов, некоторые из них не побиты до сих пор. После нескольких крайне успешных лет перешёл в команду «Лянча», где занимался доводкой перспективного автомобиля, но через полтора года работы погиб, тестируя спортивный автомобиль на трассе «Монца».

Альберто Аскари родился 13 июля 1918 года в Милане. Его отец, Антонио Аскари, владел автомагазином, профессионально занимался гонками и стал одним из авторов победы компании Альфа Ромео в чемпионате автопроизводителей 1925 года, так что юный Альберто всё детство провёл в окружении машин и гонщиков. Во многом именно это повлияло на его выбор дальнейшей профессии. Несмотря на гибель сначала отца, а затем и близкого друга семьи Джузеппе Кампари в гонках (в 1925 и 1933 годах соответственно), Аскари мечтал о спортивных соревнованиях и тайком от матери бегал на соревнования мотоциклов. В шестнадцатилетнем возрасте он даже приобрёл гоночный мотоцикл «Сертум», убедив маму, что это простой дорожный агрегат. Вскоре от греха подальше его отправили учиться в колледж, сначала в Милан, а затем ещё дальше от дома — в Мачерату. Продлилось это недолго — учёба увлекала его значительно меньше гонок, и через два года он бросил занятия, полностью отдавшись любимому увлечению.

В 1937 он впервые стартовал в гонках, приняв участие в суточном марафоне миланского автоклуба. Вскоре не заставили себя ждать и победы — впервые он смог победить в соревнованиях по мототриалу, после чего его взял под своё крыло один из знакомых отца — Луиджи Виллорези, управлявший частной командой «Scuderia Ambrosiana». Альберто полностью оправдал доверие, за рулём «Gilera» выиграв пять из десяти этапов мотогоночного чемпионата Италии, что принесло ему место в заводской команде «Bianchi». За два сезона во второстепенной, в общем-то, команде за рулём одноцилиндрового мотоцикла он смог выиграть пять гонок из тринадцати, а ещё дважды финишировал на подиуме. Можно было бы рассчитывать и на большее — команда тестировала четырёхцилиндровый агрегат, но наступили неспокойные годы, надвигалась война и «Bianchi» занялись мотоциклами для армии.