Аскеза


Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение», и др.-греч. ἀσκέω — «упражнять»), или аскети́зм — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении; молитву, исполнение трудных обетов, порой включающих самоистязание, умерщвление плоти. В Древней Греции слово ἄσκησις имело значение «упражнение тела» или «упражнение ума и воли». В религиозном понимании употреблялось пифагорейцами, позднее — у Филона Александрийского[1]. В широком смысле аскети́зм — образ жизни, характеризуемый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами.

Аскетические практики встречаются во всех мировых религиях, различных национальных традициях и культурах[2].

В иудаизме аскетические практики были распространены среди ессеев и терапевтов[3]. Аскетизм также встречается в индуизме. Однако в буддизме через аскетизм верующий не достигает высшей цели всех живых существ — нирваны. Хотя если подразумевать под аскетизмом суровую дисциплину, то она также присутствует и в буддизме[4][⇨].

В древнейшей части Библии, Ветхом Завете, термин «аскеза» не упоминается, однако описывается обретение благодати через пост, признание в совершённых грехах, покаяние. Среди ограничений называются отказ от вина, воздержание от интимных отношений, умерщвление плоти[5]. В новозаветных текстах глагол ἀσκέω встречается единожды, но используются его синонимы, означающие «упражняться», «бороться», «состязаться»[3].

В христианстве аскетизм это подвижнический образ жизни верующего на благо христианского общества, избранный сознательно. Более строгое следование христианским законам, духовно-нравственное совершенствование, цель которого — обретение христианских добродетелей и достижение Царства Небесного[1].

В иудаизме аскетизм не занимает существенного места, кроме практики поста[6], однако практиковался в некоторых течениях:


Будда в аскезе — изображение в лаосском храме