Ассоциация российских банков


Ассоциация российских банков — негосударственная некоммерческая организация, объединяющая коммерческие банки и другие кредитные организации. Основана в 1991 году. Одна из лоббистских организаций России. С сентября 2017 года в Ассоциацию не входят крупнейшие по активам банки России.

Работают 22 комитета по основным направлениям банковской деятельности, в которых принимают участие представители банков. С 1997 года Ассоциация является ассоциированным членом в Банковской федерации Европейского союза.

В июле 2017 года стало известно о выходе из АРБ Сбербанка, ВТБ, ВТБ 24, Газпромбанка, Россельхозбанка, Альфа-банка, банка «ФК Открытие» и Бинбанка из-за недовольства лоббистской работой организации[1]. Альфа-банк сделал заявление о выходе еще в марте 2017 года. Свое решение Альфа-банк объяснил несогласием с обнародованным в марте 2017 года докладом Ассоциации, в котором содержалась критика политики Центробанка. Эта критика, по мнению Альфа-банка, противоречила «духу конструктивного взаимодействия и сотрудничества, который сложился между органом регулирования в лице Банка России и здоровой частью национальной банковской системы»[3]. Позже в Альфа-банке сообщили, что ряд кредитных организаций обсуждает перспективы создания нового объединения, альтернативного АРБ[4]. В сентябре 2017 года заявление 9 крупнейших банков России о выходе из Ассоциации российских банков было удовлетворено[5].

Национальная банковская премия «Золотой Лев» — главная награда российского банковского сообщества. Премией отмечают наиболее успешные кредитные учреждения по различным направлениям[6]. Награда носит национальный характер — принять участие в конкурсе может любое кредитное учреждение, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации на момент подачи заявки, независимо от его принадлежности и членства в различных банковских ассоциациях. Конкурсная оценка банков осуществляться независимыми экспертами — профессионалами банковской сферы, в соответствии со специально разработанными критериями и факторами, которые варьируются в зависимости от номинации. «Национальный банковский журнал», комментируя Национальную банковскую премию «Золотой лев», оценил ее как своего рода знак качества, повышающий репутацию и авторитет получившего премию банка.[7] В 2019 году были добавлены новые номинации и обновлен дизайн символа премии (бронзовой статуэтки крылатого льва). Издание «Финверсия» указывает, что участие в премии повышает узнаваемость бренда и может помочь привлечь банку клиентов и партнеров.[8]