Астротурфинг


Астроту́рфинг — маскировка искусственной общественной поддержки под общественную инициативу. Имеет преимущественное распространение в интернете и направлена на имитацию широкой общественной поддержки людей, организаций или их деятельности.

Термин происходит от названия американской компании AstroTurf[en], производящей искусственное покрытие для стадионов, которое имитирует траву, подобно тому, как сфабрикованная общественная инициатива имитирует настоящую (обозначаемую в английском языке термином grassroots — в буквальном переводе «корни травы»). Астротурфинг широко применяется в бизнесе — с целью привлечения клиентов и повышения прибыли, либо очернения конкурирующих компаний, а также в политике — с целью укрепления поддержки той или иной политической силы. Большинство исследователей рассматривает астротурфинг как недобросовестную практику и вредное явление, вводящее большое количество людей в заблуждение, а также подрывающее доверие к подлинным общественным инициативам, которые могут быть расценены как поддельные[1][2][3][4].

Термин «астротурфинг» восходит к 1985 году, когда сенатор от штата Техас Ллойд Бентсен высказался о массе пришедших ему писем, написанных от имени широкой общественности, а на самом деле созданных лоббистами страховых компаний: