Атаргатис


Палестинские воды заменили ей чешуёй кожу[2]. Оскорбила Афродиту, и та внушила ей любовь к смертному, она родила Семирамиду, от стыда бросилась в озеро и стала рыбой[3]. Лукиан упоминает её как мать Семирамиды, её изображение в Гелиополе в виде рыбы[4].

Почиталась в Северной Сирии, отчасти у хананеев и финикиян, но особенно у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы. С этим связывались легенды о превращении её в рыбу в Иераполе, а также представление о ней, как о божестве плодотворной влаги. Важным центром поклонения ей был Аскалон[5] (ныне Ашкелон).

Лукиан в своем трактате «О сирийской богине» приводит описание её храма и проводившихся в нём в её честь обрядов. Однако его «Сирийская богиня», будучи тождественной с Деркето, носит черты, заимствованные и от фригийской Кибелы, и от греческих божеств, и культ её носит печать синкретизма[источник не указан 1697 дней].

Некоторые считают её созвездием Девы[10]. По мифу, она упала с неба около Бамбики, и рыба, жившая в озере, спасла её. Рыба стала созвездием[11]. Порождения великой рыбы стали созвездием Рыб[12]. Стоит упомянуть, что с именем Деркето связывали появление на небе созвездия Южная Рыба. При храмах богини были священные озера с рыбами[источник не указан 1697 дней].

По истолкованию, её имя произошло от сирийской царицы Гатиды, которая запрещала подданным есть рыб. Согласно Ксанфу Лидийскому, лидиец Мопс бросил её с сыном Ихтием за жестокость в Аскалонское озеро, где её съели рыбы[13][14]. По другим, Атарата — жена царя Дамаска, чья могила в Дамаске[15].