Атлантис


«Атлантис» — четвёртый спейс шаттл. Строительство «Атлантиса» было начато 30 марта 1980 года, а 13 апреля 1985 года «Атлантис» был передан в эксплуатацию НАСА. Шаттл был назван в честь океанографического исследовательского парусного судна, которое было в эксплуатации с 1930 по 1966 годы и которое принадлежало океанографическому институту в «Вудс Хоул[en]». «Атлантис» имеет обозначение OV-104 (англ. Orbiter Vehicle — 104).

При строительстве «Атлантиса» были внесены множество улучшений по сравнению с его предшественниками. Он легче шаттла «Колумбия» на 3,2 тонны и на его строительство потребовалось в два раза меньше времени[1].

Первый полёт «Атлантис» совершил в октябре 1985 года, это был один из пяти полётов для министерства обороны США. Начиная с 1995 года «Атлантис» совершил семь полётов к российской космической станции «Мир». Был доставлен дополнительный стыковочный модуль для станции «Мир» и осуществлялась смена экипажей станции «Мир».

С ноября 1997 по июль 1999 года, «Атлантис» был модифицирован, в нём было сделано около 165 усовершенствований[1].

С октября 1985 по июль 2011 года шаттл «Атлантис» совершил 33 космических полёта, провёл на орбите 307 суток, пролетел в общей сложности 202,6 млн километров, совершил 4848 витков вокруг Земли, в состав его экипажей входило 189 человек[2].

14 мая 2010 года в 14:20 «Атлантис» стартовал с мыса Канаверал (шт. Флорида) в свой предпоследний, 32-й, полёт. На борту челнока находились 6 астронавтов, миссия которых продлилась 12 дней — они отправились на Международную космическую станцию (это был 11 полет «Атлантиса» к МКС[2]), чтобы доставить туда 12 тонн оборудования, включая российский исследовательский модуль «Рассвет» и совершили 3 выхода в открытый космос.