Атомная подводная лодка


Разрабатывать и строить собственные АПЛ в состоянии всего шесть стран: США (с 1954), СССР (Россия) (с 1958), Великобритания (с 1960), Франция (с 1967), КНР (с 1970), Индия (c 2009). В 2018 году свою первую атомную подводную лодку заложила Бразилия[1], а Пакистан и Иран ведут проектные работы в этом направлении.

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера.

В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

В 1946 году на базе Манхэттенского проекта в лаборатории Клинтон были начаты разработки ядерных энергетических установок. В проекте участвовало восемь специалистов от флота США, среди них был коммодор Хайман Риковер, ставший горячим сторонником идеи атомной энергетики в подводном флоте. В 1949 году он стал руководить флотскими работами по разработке реакторов в Комиссии по атомной энергии. Во многом благодаря его личным и профессиональным качествам США удалось в достаточно короткий срок спроектировать первый в мире высокотемпературный атомный реактор, в то же время достаточно компактный для установки на подводной лодке. Уже через три года, 14 июня 1952, в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус» (англ. USS Nautilus), она была спущена на воду 21 января 1954 года[2][3][4].

Начиная с 1958 года и в течение более тридцати лет адмирал Хайман Риковер лично занимался строжайшим контролем атомного подводного флота США, включая постройку и эксплуатацию кораблей и многие тысячи личных собеседований с кандидатами в экипажи. В США его с уважением зовут «отцом атомного флота».

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность[5]. Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» стать первым кораблём, посетившим Северный полюс[3].