Аудитор


Аудитор (лат. auditor — слушающий) — лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности) и консультационной деятельностью,[2] связанной с наладкой бухгалтерского учёта.

Ранее в России, имперского периода, аудитор — чин в вооружённых силах (ВС) и других органах государства. А Толковый словарь Даля, определяет аудитора как военного делопроизводителя и законника; чиновника для военного судопроизводства; письмоводителя и стряпчего, или секретаря и прокурора в одном лице, примерно соответствовал дознавателю и военному прокурору в ВС, в советский период.

В разный период времени и в различных государствах слово аудитор (auditor, auditeurs, авдитор) имело различное значение. Одним из ранних упоминаний аудиторов было свидетельство 1299 года об Аудиторе счётов Корпорации Лондонского Сити"[4].

Считается, что профессия бухгалтера-аудитора появилась в европейских акционерных обществах в XIX веке. Возникновение такой профессии было ответом на спрос, который появился и заключался в необходимости появления объективной оценки отчётности акционерного общества и получении данных о финансовом положении дел. Такие сведения мог предоставить человек, который не зависел от организации. В XIX веке сразу в нескольких странах появились бухгалтеры-аудиторы, после выхода законов об обязательном аудировании. В Великобритании такой закон был принят в 1862 году, во Франции в 1867 году. А в США такой закон появился в 1937 году[5].

В 1880 году в Англии и Уэльсе был основан Институт присяжных бухгалтеров, в котором состояли 76 тысяч человек. Институт стал заниматься разработкой учётных и аудиторских стандартов[6].

Р. Монтгомери отмечал, что американские аудиторы три четверти своего времени занимаются подсчётами и составлением бухгалтерских книг. В 1917 году в Соединённых Штатах Америки вышло постановление об «Аудите балансов», который подготовил Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров[5].