Афанасьевский Символ веры


Традиционно в католичестве приписывался святому Афанасию Александрийскому, жившему в IV веке и писавшему на греческом языке, чем и объясняется его название.

Впервые авторство святого Афанасия Великого было поставлено под сомнение в 1642 году в труде голландского кальвиниста Г. Восса[1]. Это мнение было поддержано многими учёными.

Аргументы против авторства Афанасия были следующими: отсутствует греческий текст символа; никто из греческих отцов этот символ веры не цитирует и даже не упоминает, (первое упоминание у греков «Quicumque vult» относится к XII веку); сам Афанасий был строгим поборником только одного символа — Никейского; символ содержит филиокве, которое, хоть и встречается в творениях Афанасия[2], еще не вошло в ряд особо обсуждаемых догматов веры.

Символ веры имеет западное происхождение. В настоящее время существует множество гипотез принадлежности символа — Амвросий Медиоланский, Августин, Викентий Леринский, Иларий Пиктавийский, Евсевий Кесарийский, Евсевий из Верчелли и другие[1]. Однако вопрос авторства до сих пор не решён, так как в сочинениях вышеназванных авторов нет ни цитат из данного символа, ни его упоминания. Обнаружение в 1940 году неизвестной ранее работы Викентия Леринского, язык которой исключительно похож на язык Афанасьевского символа, породило версию о принадлежности символа Викентию Леринскому или его ученикам[3]. Также неизвестно время появления символа. Ряд исследователей предлагал датировки «не ранее 430 года», «период до появления несторианства», «533 год»[1].

Самая ранняя рукопись, содержащая «Quicumque vult», это рукопись «проповедей под именем Святого Анастасия». По мнению Жермена Морена  (фр.) её авторство принадлежит Цезарю Арльскому. Она находится в епархиальной Кёльнской библиотеке (Ж. Морен датировал её IX веком)[4][5].