Ашшурбанапал


Ашшурбанапа́л (Ашшурбанипа́л; аккад. Ашшур-бан-апал (Aššur-bāni-apli); букв. «Ашшур — создатель наследника») — царь Ассирии, правил приблизительно в 669[2] — 627 гг. до н. э. Сын Асархаддона, последний великий царь Ассирии.

Военными и дипломатическими средствами пытался сохранить и приумножить огромную Ассирийскую державу. Ашшурбанапал был хорошим администратором и ловким дипломатом, не брезговавшим для достижения политических целей любыми интригами и даже убийствами. Характеру Ашшурбанапала были присущи злобная жестокость, стремление не только победить противника, но и максимально его унизить. Вместе с тем, он, будучи единственным ассирийским императором, владевшим клинописью и умевшим читать на шумерском и аккадском языках, собрал крупнейшую библиотеку своего времени. Из царской переписки известно, что Ашшурбанапал был слаб здоровьем или, по крайней мере, чрезвычайно мнителен. Вопреки утверждениям его анналов, он почти никогда не принимал личного участия в военных походах.

Несмотря на большую важность Ашшурбанапала для историков, хронология его правления остаётся проблематичной[3]. Это связано с малым числом источников и нехронологическим изложением событий в «хрониках»[4], где военные кампании группированы зачастую по географическим признакам[5]. Данная статья придерживается хронологии, использованной в классической работе Грейсона (1980)[6], где событиям из хроник соответствуют метки (например, Egypt 1 для первой египетской кампании, которую невозможно датировать с надёжностью[7]). Грейсон также разделяет события на «твёрдые даты» в приложении А, даты, отсчитываемые от начала царствия, описанного в приложении В и т. п.

Ашшурбанапал был, видимо, любимцем отца и бабушки, уроженки Сирии, жены Синаххериба и матери Асархаддона, энергичной и властной Накии (по-арамейски «Чистая», в аккадском переводе — Закуту). Ещё при жизни Асархаддон назначил Ашшурбанапала наследником ассирийского престола, а Шамаш-шум-укина, другого своего сына от жены — уроженки Вавилона, поставил царём Вавилона. Ашшурбанапал нигде не подчёркивает, что он является старшим. Если бы это было так, то он не преминул бы на это опереться, ибо существующее ассирийское законодательство обосновывало преимущественные права на наследство именно старшего из сыновей. Шамаш-шум-укин нигде не воздаёт брату почестей за его старшинство, но употребляет термин аху талиму, что значит «брат-близнец» или «брат равный». Точно такой же термин употребляет и Ашшурбанапал в своих надписях. Скорее всего, они не имели друг перед другом возрастных преимуществ, и вопрос престолонаследия решался отчасти влиянием их матерей на отца, а главным образом проассирийской и провавилонской партиями.