Сургут (аэропорт)


Международный аэропорт Сургу́т имени Ф. К. Салманова[2] (IATA: SGC, ICAO: USRR) — международный аэропорт города Сургут, ХМАО. Крупнейший узел местных и международных авиалиний в Уральском Федеральном округе России. Обслуживает как сам Сургут, так прилежащие к нему районы Ханты-Мансийского автономного округа с общим постоянным населением более 750 тыс. жителей. Имеет статус аэропорта федерального значения[3] с аэродромом класса «Б».[4]

Аэропорт занимает в стране 20-е место по пассажирообороту (2,1 млн пассажиров в 2023 году). Расстояние от аэропорта до Москвы — около 2143 км, время в полёте 3 часа. В аэропорту расположена главная техническая база и штаб-квартира российской авиакомпании Utair, для которой Сургут является важным хабом.

Основан в 1930-м году. Начиная с 1935 года рейсы осуществляются постоянно. Несколько раз переносился из одного района в другой, пока в 1961 году не обрёл своё настоящее местонахождение. Официальная дата образования открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» — 7 февраля 1994 года. Учредители: Администрация города Сургута, открытые акционерные общества «Сургутнефтегаз», «Сургутгазпром», «Тюменьавиатранс», «Тюменьэнерго», ООО «Сургутский газоперерабатывающий завод» и «Когалымавиа». В структуре аэропорта имеются филиалы аэропорта — Берёзово, Игрим, Ноябрьск, Талакан. Площадь современного терминала составляет 11 310,4 квадратных метров. Пропускная способность аэровокзального комплекса — 525 пасс./час.

Начало авиации в провинциальном сургутском регионе было положено в феврале 1931 года. На окраине города Сургут, в районе так называемого нулевого причала, расчистили от снега подходящее место для посадочной площадки, на которой был принят первый самолёт. После этого сюда, регулярно стали прибывать самолёты Р-1, Р-2,У-2. В марте 1935 года был совершён первый рейс Сургут – Самарово (нынешний Ханты-Мансийск).

Площадка принадлежала Главному управлению Северного морского пути. В 1938 году зона аэродрома была передана «Аэрофлоту». До этого регулярных полётов и плановых перевозок авиация в Сургуте не производила. Совершались они по специальным заданиям для нужд Главсеверморпути.

С 1936 по 1938 годы было сделано 109 самолётовылетов, перевезено 125 пассажиров, 1115 килограммов багажа и 210 килограммов почты. В то время полёты выполнял самолёт По-2. Он брал на борт двух пассажиров, которым, как и лётчику, чтобы не обморозиться в пути, приходилось «упаковываться» в тёплый олений кумыш. Так называлась одежда, сделанная на манер той, что носили аборигены. Шили её мехом наружу и надевали через голову прямо на полушубок или ватник… В летний период в Сургуте работал гидропорт, находившийся в устье реки Чёрная, в районе нынешней ГРЭС-2. Полёты выполнялись на самолёте Ан-2В (гидровариант). С зимы 1955 года в аэропорту стали базироваться два самолёта По-2, с помощью которых осуществлялись гравиметрические съёмки, необходимые для разведки нефти. Кроме того, они доставляли с озёр свежую рыбу для местного рыбоконсервного комбината.