Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II


Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II («Удар молнии II») (англ. Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II, прозвище — Warthog, с англ. «Бородавочник») — американский одноместный двухдвигательный штурмовик, предназначенный для оказания непосредственной поддержки сухопутных войск, поражения танков, бронемашин и других наземных целей[Прим. 1]. Самолёт принят на вооружение в 1976 году и по настоящее время является единственным самолётом ВВС США, предназначенным и используемым исключительно для решения задачи непосредственной поддержки сухопутных войск.

Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь Армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у Армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.

В мае 1970 года для участия в финале конкурса были выбраны проекты компаний Northrop и Fairchild Republic[7]. Для постройки опытного образца Нортроп YA-9A было выделено 28,9 млн долларов, для Фэйрчайлд-Рипаблик YA-10A — 41,2 млн. Первым в воздух поднялся YA-10A (10 мая 1972 года), опередив своего конкурента на двадцать дней. Для проведения сравнительных испытаний на авиабазе Эдвардс было сформировано подразделение JTF (Joint Test Force), состоявшее из лётчиков, имевших большой боевой опыт. Сравнительные испытания начались 24 октября 1972 года. На авиабазе Райт-Паттерсон[англ.] проводилась оценка боевой живучести самолётов с применением оружия советского производства, в частности ЗУ-23-4 «Шилка». Кроме того, оба прототипа сравнивались с состоявшим на вооружении ВВС штурмовиком A-7D. В целом YA-9A и YA-10A оказались достойными соперниками, не имея друг перед другом решающих преимуществ. Самолёт Нортроп имел немного более высокую манёвренность и разгонные характеристики, самолёт Фэйрчайлд-Рипаблик был более экономичным и простым в обслуживании. Наконец, в январе 1973 года было объявлено о победе в конкурсе YA-10A. Фирма Фэйрчайлд-Рипаблик получила первый контракт (159 млн долларов) на производство 10 предсерийных самолётов.