А-7 (планёр)


23 января 1940 года ЦК ВКП(б) принимает решение о создании в Наркомате авиапромышленности Управления по производству десантно-транспортных планеров под руководством В. С. Куликова. Главным инженером назначается П. В. Цыбин.

Планёр был построен как увеличенная версия спортивного планёра «Рот Фронт-7», который представили на Всесоюзном конкурсе десантных планеров, в 1939 году, где он был отмечен первой премией. В Москве, на бывшем планерном заводе Осоавиахима, в Тушино, в 1941 году, было закончено проектирование и изготовление первого планера и опытного экземпляра под названием «Рот Фронт-8»[1].

Серийное производство А-7 начиналось на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР в Быково, которые были эвакуированы осенью 1941 года, в город Тюмень.

При эвакуации предприятий и организаций СССР осенью 1941 года в Тюмень прибыли железнодорожные поезда с персоналом и оборудованием Завода № 241, Тушинского завода N81 а также Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. В Наркомате принято решение об их объединении в Завод № 241, главной продукцией которого стало производство десантного планёра модели «А-7». В начале декабря 1941 специалисты предприятия приступили к выпуску основной продукции для военно-воздушных сил государства.

На одном из аэродромов Московского военного округа, в конце лета 1942 года, состоялся смотр пилотов, десантников и десантной техники. Вышестоящему руководству был показан посадочный планерный десант, в составе двадцати планеров А-7 и Г-11. Пилоты сажали А-7 и Г-11 навалом не только на полосу, а по всей указанной небольшой площадке. После высадки десантники с кличем «Ура!» побежали к месту расположения руководства смотром, что произвело огромный эффект на него, так как до этого тренировки в таком групповом полёте не проводились.

«А-7» использовались РККА для боевых вылетов в район Сталинграда, во время авиационных десантов подо Ржевом и Вязьмой, в боях на Воронежском фронте, во время форсирования Днепра, осенью 1943-го, доставляя вооружение, боевые припасы и продовольствие войскам. За время Великой Отечественной войны выпущено около 400 планеров «А-7»[1]. В 1944 году части завода № 241 были переведены в города Саратов и Рязань. Кроме того конструкторами Завода № 241 был разработан проект летающего танка А-40, гибрид лёгкого танка Т-60 и двукрылого планёра под названием «Крылья танка — 60» (КТ-60). В сентябре 1942 года в Подмосковье КТ-60 прошёл испытание в облегчённом варианте без башни и с одним членом экипажа и ста литрами топлива, однако конструкция всё равно оказалась достаточно тяжёлой, поэтому на вооружение его так и не приняли.