БАВ-485


БАВ 485 (большой автомобиль водоплавающий 485) — общее название для автомобилей-амфибий производившихся в СССР на:

Большой плавающий автомобиль-амфибия БАВ предназначался для перевозки и переправы через широкие водные преграды личного состава, колёсной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Использовался при форсировании рек в первой и второй волне десанта, а также при высадке морского десанта с десантных кораблей.

Во время Второй мировой войны при форсировании Свири и Даугавы, в Висло-Одерской операции были использованы американские автомобили «GMC DUKW-353» (имевшие в США прозвище «утка», т. к. аббревиатура DUKW созвучна с английским словом duck[3]), полученные по ленд-лизу в 1944 году. Их применение показало высокую эффективность при наступательных операциях, поскольку на них можно было форсировать водные преграды сходу, перебрасывая солдат и технику на другой берег, и не наводить понтонные и временные мосты под огнём противника[4].

Убедившись в целесообразности использования данного типа автомобиля, руководство Государственного комитета обороны в рамках послевоенного технического перевооружения Советской Армии выдало для министерства автотракторной промышленности СССР тактико-техническое задание на разработку аналога американского GMC DUKW-353. Разрабатываемый грузовой автомобиль-амфибия получил название БАВ — большой автомобиль водоплавающий[2].
Изначально планировалось передать дальнейшую разработку на «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» но, из-за большой загрузки завода, так как там шла работа по ЗИС-150, ЗИС-151, БТР-152 и другим проектам, было предложено поручить эту работу «Днепропетровскому автомобильному заводу» (ДАЗ)[5]. На ДАЗе приступили к рабочему проектированию в конце 1948 года. В задачи амфибии входили: перевозка личного состава и техники при форсировании водных преград[4].
После изучения двух американских «GMC DUKW-353» и анализа имеющихся в производстве узлов и агрегатов было принято решение использовать часть узлов и агрегатов от автомобилей ГАЗ-63 и ЗИС-151, бронетранспортёра БТР-152, а часть сконструировать и производить самим[5]. В рабочую группу вошли: главный конструктор ДАЗ В. А. Грачёв, ведущий конструктор Л. А. Берлин, конструктор двигателей внутреннего сгорания С. И. Тяжельников, конструктор трансмиссий А. Х. Лефаров, конструкторы по кузовам Б. Т. Комаревский и С. С. Киселёв. За испытания отвечал Ю. С. Палеев[4].