БАТ-2


В 1970-х годах в отделе № 61 конструкторского бюро им. А. А. Морозова под руководством главного конструктора отдела П. И. Сагира началась разработка путепрокладчика на шасси многоцелевого тягача МТ-Т для замены путепрокладчиков БАТ-М в дивизионном звене. На стадии разработки бронемашина имела обозначение изделие 454. В 1987 году машина была принята на вооружение под названием БАТ-2, в 1988 году началось её серийное производство на ХЗТМ[1].

Производился малой серией и поставлялся на оснащение специальных войск (инженерных и гражданской обороны). Во втором полугодии 1988 года - начале 1989 года БАТ-2 начали поступать в войска Уральского военного округа, однако начатая "перестройка" и сокращение военных расходов привели к сокращению объемов производства военной техники, и перевооружение войск на БАТ-2 в СССР осталось не завершено[1].

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, также имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения[3][2].

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т или «Эней» и имеет индекс ГБТУ Объект 454. Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная. Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами[3][4].