БМ-21В


9К54 «Град-В»советская десантируемая реактивная система залпового огня. Создана на базе РСЗО 9К51 «Град».

Разработки системы М-21В были начаты в середине 1960-х под руководством НПО «Сплав». Разработка боевой машины была поручена Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения[1]. Полигонно-войсковые испытания проходили на территории в/ч 33941, в/ч 07264 и Стругокрасненском полигоне. После завершения испытаний, 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220 система была официально принята на вооружение Советской армии[2].

Основным предназначением 9К54 является оснащение подразделений ВДВ для усиления их огневой мощи и подавления вражеской боевой техники и живой силы. В качестве основного, используется осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ, способный поражать цели на дальности до 20 км. В состав системы М-21В входят[1]:

Боевая машина 9П125 представляет собой облегчённую версию БМ-21. Первоначально в качестве базы использовался грузовой армейский автомобиль ГАЗ-66-02 (ГАЗ-66А). Отличающийся от ГАЗ-66 наличием лебёдки и системы регулирования давления в шинах. Позднее, оборудование размещалось на базе автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовой складной кабиной. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 12 направляющих. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня[1][2].

Заряжание машины производится вручную, либо с грунта, либо из транспортной машины 9Ф37В. Пуск может осуществляться как одиночными выстрелами, так и залпом с выносного пульта 9В366. Для ведения боевых действий ночью, имеется прибор ночного видения ПНВ-57. Наведение пакета осуществляется с использованием прицела 9Ш118, а также панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Механизмы наведения ручные. Станок может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в диапазоне углов от -70° до +70°, а в вертикальной — от +15° до +54° в горизонтальном секторе до ±30° и от 0° до 54° в горизонтальном секторе свыше ±30°[1].

Для десантирования используется парашютная система МКС5-128М, при этом машина размещается на специальной платформе ПП-128-5000. В целях уменьшения высоты машины при транспортировке в самолёте Ан-12, артиллерийская часть складывается, а брезентовая крыша снимается. Авиатранспортировка к месту десантирования может осуществляться и самолётами типа Ан-22 или Ил-76, при этом ограничения по высоте машины уже не существенны[1].