БМ-24


БМ-24 разрабатывалась в ГСКБ Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина[1]. Первые испытания опытной системы М-31А (впоследствии М24) были проведены летом 1950 года. 22 марта 1951 года боевая машина БМ-24 постановлением Совета Министров СССР №875-441сс была принята на вооружение Советской армии[2].

Основной задачей боевой машины БМ-24 являлось подавление и уничтожение опорных пунктов, живой силы, укреплений, артиллерийских и миномётных батарей. Организационно боевые машины входили в бригады корпусной артиллерии. В каждом корпусе насчитывалось по 54 боевых машины БМ-24[1].

БМ-24 была выполнена на базе грузовика ЗИС-151, на раме которого устанавливалась артиллерийская часть. В состав артиллерийской части входили[3]:

Во время выстрела снаряды направлялись по направляющим, которые закреплялись в ферме. Ферма выполнялась в виде сварной пространственной конструкции и закреплялась в кронштейнах поворотной рамы, образуя таким образом с направляющими качающуюся часть. В свою очередь, поворотная рама, в которой размещались качающаяся часть, прицелы, подъёмный и уравновешивающий механизмы, образовывала вращающуюся часть. На лонжеронах автомобильного шасси закреплялся надрамник, к которому приваривалась неподвижная тумба, на тумбе размещалась вращающаяся часть. Подъёмный механизм винтового типа обеспечивал вертикальные углы наведения от +10° до +50° в горизонтальном секторе ±70°, при горизонтальных углах наведения более ±25° обеспечивалась наводка по вертикали в секторе от 0 до +50°. Для снижения усилия на рукоятке механизма вертикального наведения, качающаяся часть снабжалась уравновешивающим пружинным механизмом толкающего типа. Горизонтальное наведение осуществлялось червячным механизмом горизонтального наведения. Воспламенение пороховых зарядов в реактивных снарядах производили контакт-свечи снаряда, на которые поступал ток от аккумуляторных батарей боевой машины. Сигнал о подаче тока мог подаваться с пульта из кабины машина, а также с выносного пульта из укрытия на расстоянии до 80 метров от машины. Кабина была полностью герметична и защищала экипаж от воздействия газовой струи выстрелов. Для придания устойчивости при стрельбе, а также для разгрузки задних мостов, на раме машины были установлены домкраты.[3].

В качестве основного вооружения использовались турбореактивные снаряды. Кроме фугасных, в номенклатуру вооружения БМ-24 входили химические снаряды. Площадь поражения при одном залпе могла составлять до нескольких гектаров[1].