БТР-40 железнодорожный


БТР-40ЖД — бронетранспортер-дрезина, железнодорожный вариант послевоенного советского бронетранспортера БТР-40[1] для оснащения разведывательных рот четырёх бронепоездов типа БП-1, каждый из которых имел по восемь БТР-40ЖД[2].

К середине 1960-х годов на дальневосточных границах СССР обстановка осложнилась. Недавняя дружба с Китаем сменилась конфронтацией.

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) накапливала крупную северную группировку, в которой к концу 1960-х годов девять общевойсковых армий (44 дивизии, из них 33 пехотные и 11 — механизированные). Они имели более 4,3 тысяч танков и 10 тысяч орудий и ракетных пусковых установок. В резерве группировки — формирования народного ополчения численностью до 30 пехотных дивизий, по выучке и боеготовности практически не уступавшие регулярным частям, также у них была возможность пополнения потерь за счёт крупнейших в мире людских ресурсов. Такая многочисленная группировка позволяла НОАК расположить соединения и части вдоль всей границы с плотностью до роты на каждые 200—300 метров фронта.

По-прежнему проблемна защита железнодорожных объектов, оборона которых обычными средствами требовала оборудования большого числа укреплений. В конце концов, вернулись к отвергнутой было идее манёвренного прикрытия бронепоездами.

Предложение прикрытия железнодорожных объектов броневыми поездами реализовано с максимальным использованием готовых агрегатов, чтобы упростить серийное производство. В это время предприятия оборонно-помышленного комплекса и без того работали с полной отдачей и в три смены — заказ МО СССР на бронетехнику к началу десятой пятилетки требовал почти 100-процентной их загрузки.

В бронепоезд типа БП-1 входила и разведывательная рота с восемью БТР-40ЖД. Для их транспортировки на большие расстояния бронепоезду придавали четыре обычные платформы, на которые своим ходом грузили по два БТР-40ЖД[2].