БТР-60


БТР-60 (БТР-60П[1]) — советский колесный бронетранспортёр (БТР). Был разработан в 1950-х годах как замена бронетранспортёра БТР-152. Бронетранспортёр был принят на вооружение в 1959 году.

БТР-60П разработан в 19561959 годах, для оснащения мотострелковых формирований и замены в них БТР-152, от которого он отличался значительно улучшенной проходимостью, позволявшей ему следовать за танками на поле боя, и способностью плавать. БТР-60П стал первым в серии советских четырёхосных бронетранспортёров, развитие и производство которой продолжается до сих пор. БТР-60 производился серийно, неоднократно модернизируясь, с 1960 года по 1976 год на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ), затем на Курганском заводе колёсных тягачей (КЗКТ) до 1987 года[2]; всего было выпущено, по разным данным, от 10 000 до 25 000 машин[3][4]. Также производился по лицензии в Румынии, под обозначением TAB-71. Являлся основным бронетранспортёром советских мотострелковых частей в 1960-е годы, в 1970-е — 1980-е был в основном вытеснен БТР-70 и БТР-80. Применялся советскими войсками в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в Афганской войне. Поставлялся как СССР, так и Румынией в десятки других государств, применялся во множестве региональных конфликтов и, несмотря на постепенную замену более современной техникой, на 2007 год всё ещё состоял на вооружении приблизительно 47 государств[4] мира.

В 1950-х годах основным БТР мотострелковых подразделений Советской Армии был БТР-152, созданный на шасси трёхосного полноприводного грузового автомобиля ЗИС-151. Хотя он отличался хорошей надёжностью, подвижностью и высокой для своей компоновочной схемы проходимостью, военных последняя всё ещё не удовлетворяла, так как БТР-152 не мог преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя совместно с танками[5]. В качестве наиболее эффективной меры для повышения проходимости колёсных машин конструкторами рассматривалось равномерное расположение мостов. В начале 1957 года был построен опытный БТР-Э152В с равномерным расположением мостов, показавший значительный прирост проходимости, хотя и выявивший проблемы с управляемостью такой схемы, которые потребовали сделать управляемыми не только передние, но и задние колёса[6].