Баасизм


Бааси́зм (араб. البَعْثِيّةal-ba‘thiyya; от арабского بَعْث ba‘th, что означает «возрождение» или «воскрешение») — арабская идеология, ставящая своей целью создание и развитие объединённого арабского государства под руководством партии-авангарда и прогрессивного революционного правительства. Идеология основана на идеях Заки аль-Арсузи, Мишеля Афляка и Салаха ад-Дин Битара[1].

Баасистское общество стремится к просвещению, возрождению арабской культуры и ценностей[1]. Оно поддерживает создание однопартийного государства и отвергает политический плюрализм на неопределённый промежуток времени для выполнения своих заявленных целей. Баасизм основан на принципах арабского национализма, панарабизма[1] и идеях социального прогресса. В области религии идеология придерживается светского подхода. Баасистское государство в той или иной степени осуществляет государственное регулирование экономики и экономическое вмешательство, и стремится поддерживать общественную собственность на средства производства, но в то же время выступает против ликвидации частной собственности.

Понятие «арабский социализм» в баасизме играет большую роль. Сторонники баасизма полагают, что социализм — это единственный способ развития арабского общества. Концепция «арабского социализма» была выдвинута как «срединный путь» между капиталистическим обществом и европейским социализмом.

Партия Баас находилась у власти в Ираке в 1963 году и 19682003 годах и в настоящий момент является правящей партией Сирии. Для обоих режимов характерны авторитаризм, преследование политической оппозиции и запрет на критику их идеологии. Однако оба данных режима определяются скорее как необаасистские, поскольку реализованная в них на практике идеология значительно отличается от оригинальной доктрины Афляка или Битара, например, ни одна из правящих баасистских партий не ставила и не ставит своей целью объединение арабского мира.

Баасизм берёт своё начало с политических идей, разработанных Заки аль-Арсузи и Мишелем Афляком[2]. Несмотря на то, что Афляк, Битар и Арсузи никогда не были членами одной организации, они считаются основоположниками баасизма. Ближе всего к друг другу они находились в 1939 году, когда все вместе с Мишелем Кузменом, Шакиром аль-Асом и Ильясом Квандалафтом пытались основать политическую партию[2]. Арсузи негативно относился к Афляку, а тот платил ему той же монетой[2].

Арсузи основал Арабскую партию Баас в 1940 году, и его взгляды оказывали влияние на Афляка, который вместе со своим коллегой Салахом ад-Дин Битаром 1940 году основал Арабское движение Ихья, позже переименованное в Арабское движение Баас[3]. Хотя Афляк находился под его влиянием, Арзузи первоначально не сотрудничал с его организацией. Арсузи подозревал, что движение Афляка, которое тоже иногда именовало себя Баас, было частью империалистического заговора с целью ликвидации влияния его собственного движения на арабов путём создания организации с аналогичным названием[4].