Бабаназарова, Мариника Маратовна


Мари́ника Мара́товна Бабаназа́рова (урождённая Нурмухаме́дова, род. 7 сентября 1955) — советский и узбекский музейный работник, искусствовед. Директор Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе (1984—2015). Во время директорства Мариники Бабаназаровой музей получил мировую известность и метафорическое название «Лувр в пустыне» — за уникальную (вторую в мире) коллекцию русского авангарда в неожиданном для иностранцев месте.

Мариника Нурмухамедова родилась 7 сентября 1955 года в семье учёного-филолога, первого каракалпака — академика АН Узбекской ССР, крупного партийного функционера Марата Нурмухамедова[1].

Окончила факультет романо-германской филологии Ташкентского государственного университета (ТашГУ) по специальности «английская филология» и заочно искусствоведческий факультет Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского (ТГТХИ) по специальности «искусствовед»[1] с дипломом на тему «Игорь Савицкий — художник, искусствовед, создатель музея»[2].

В 1977—1983 годах работала преподавателем английского языка в Нукусском государственном университете[3].

В 1983—1984 годах — учёный секретарь и главный хранитель Каракалпакского государственного музея искусств в Нукусе (в настоящее время — Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого)[3].

С 1984 года по сентябрь 2015 года — директор Каракалпакского государственного музея искусств[3]. Возглавила музей после смерти его основателя, друга её отца Игоря Савицкого[4]. Во время директорства Мариники Бабаназаровой музей получил мировую известность[5] и метафорическое название «Лувр в пустыне» — за уникальную (вторую в мире) коллекцию русского авангарда в неожиданном для иностранцев месте[6].