Бабрий


Ба́брий (др.-греч. Βάβριος, лат. Valerius Babrius; Валерий Бабрий) — древнегреческий поэт-баснописец италийского происхождения, живший во II веке на востоке Римской империи (предположительно, на территории Сирии). Сохранились тексты 144 его басен и пересказ ещё 50.

Из обращения в первом посвящении («О Бранх, дитя мое») можно предположить, что он был наставником при каком-то молодом человеке знатного происхождения; если считать, что оба пролога обращены к одному лицу, то этот ученик Бабрия оказывается сыном некоего царя Александра. Последний из восточных Александров I века, сохранивших титул царя, был Гай Юлий Александр, сын Тиграна VI Армянского и праправнук Ирода Великого; Веспасиан дал ему в управление островок близ Киликии, а Траян сделал консулом. Отождествить киликийского Александра с бабриевским покровителем трудно: это дало бы очень раннюю дату. Но можно предположить, что Бабрий имел в виду одного из его сыновей — Александра Агриппу (квестора-пропретора в Азии[1]) или Александра Береникиана (проконсула Азии); хотя они и не были царями, но из желания польстить поэт легко мог приписать им отцовский титул (это также объясняет, почему Бабрий не прибавляет никаких эпитетов к слову «царь»).

Бабрий прославился стихотворным переложением басен, написанных Эзопом и другими авторами; известны и собственные басни Бабрия.

Древнейшие рукописи стихов Бабрия найдены в египетских папирусах II в. на восковых табличках из Пальмиры. 123 его басни сохранились в Афонской рукописи (Codex Athous), которая датирована IX или X веком. 21 басня реконструирована из сохранившихся фрагментов. Всего до нашего времени дошло 144 его стихотворные басни, а также 50 басен в прозаическом пересказе.

Считается, что сборник Бабрия изначально был составлен в 10 книгах, но ещё до Авиана басни появились в переработанном (вероятно, для школьной практики) издании в 2 книгах. В новом сборнике басни были расположены по алфавиту, местами сильно изменены, снабжены прозаическими и некоторыми стихотворными эпимифиями (краткая «мораль» в конце басни).

Для метрики Бабрия наиболее характерен холиямб («хромой ямб»); тем самым, как считается, баснописец стремился воздать Каллимаху (Киренскому) и его традиции. В большинстве басен Бабрий использовал койне с элементами ионийского диалекта, добавленными, как считают исследователи, в целях намеренной архаизации.