Бадаевские склады


Бада́евские скла́ды — склады имени А. Е. Бадаева в Санкт-Петербурге, логистический комплекс, объединявший товарную станцию железной дороги, склады и подведённые к ним пути грузового трамвая. Склады открыты в 1914 году промышленником и купцом С. И. Растеряевым[1]. Станция и склады находились в промышленной зоне, тяготеющей к Виндаво-Рыбинской железной дороге и Путиловской ветви, где занимали обширный участок площадью 27 га[1] к востоку от Забалканского проспекта, за Новодевичьим кладбищем и одноимённым монастырём, ограниченный Киевской улицей с севера и Черниговской улицей с востока.

Современные ориентиры местоположения бывшей складской территории: за Новодевичьим монастырём (расположен по левой (чётной) стороне Московского проспекта), к югу от Киевской и к северу от Черниговской улицы; примерно посередине между станциями метро «Фрунзенская» (ближайшая к складским воротам по Киевской улице) и «Московские ворота».

Открытие складов купца 1-й гильдии С. И. Растеряева в Петрограде датируется 1914 годом[1]. Этому предшествовало строительство за Новодевичьим монастырём разветвлённой товарной станции и её включение в железнодорожный узел столицы — дата утверждения этого проекта, начала работ по нему, а также источники финансирования неизвестны. В любом случае, история этого во многом уникального транспортно-складского комплекса Петербурга-Петрограда-Ленинграда началась в непосредственной связи с деятельностью русского купца и промышленника Растеряева, истоки которой уходят в 1880-е годы.

Промышленная зона Петербурга, идущая к югу от Обводного канала и к востоку от Забалканского проспекта в направлении линии Виндаво-Рыбинской железной дороги, стала формироваться лишь в 1880-е годы. Вплоть до начала XX века карты города показывают здесь остатки полей и огородов, которые в своё время простирались сразу за дальней оградой Новодевичьего кладбища. Здесь, на правой стороне Черниговской улицы (участок № 11), по соседству с мыловаренным заводом Жукова, купец 1-й гильдии и потомственный почётный гражданин Иван Сергеевич Растеряев и открыл своё дело — дроболитейный завод. С учётом того, что поставки оружейной дроби востребованы как частными охотниками, так и в порядке правительственных заказов для армии, выбранное Иваном Растеряевым направление вложений капитала обещало немалые, и притом стабильные прибыли.

К оценке дела Ивана Растеряева надо добавить, что и его брат, Григорий Сергеевич Растеряев, был не последним человеком в числе вхожих в высокую власть и большие финансы столицы. В справочнике «Весь Петербург» за 1894 год Григорий Растеряев значится как гласный городской думы, член Биржевого комитета, а ещё хозяин кирпичного завода, двора строительных материалов и магазинов по торговле оборудованием для газовых и водопроводных сетей.