Бажан, Николай Платонович


Никола́й (Микола[2]) Плато́нович Бажа́н (укр. Мико́ла Плато́нович Бажа́н, в 1920-е годы псевдоним поэта-футуриста — Ник Бажан укр. Нік Бажан; 26 сентября (9 октября1904, Каменец-Подольский, Подольская губерния, Российская империя23 ноября 1983) — советский украинский поэт[2][3], переводчик, публицист, культуролог, энциклопедист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974), народный поэт Узбекской ССР (1974), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964), заслуженный деятель науки Украинской ССР (1966). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1971)[4].

Родился 26 сентября (9 октября) 1904 года в Каменце-Подольском (ныне Хмельницкой области Украины) в семье военного топографа. Украинец. В 1910 году отца перевели в Умань, где прошли детские годы будущего поэта. Здесь Бажан учился в кооперативном техникуме и параллельно в 1920—1921 годах занимался изучением авангардного сценического искусства в студии «Кийдрамте» (Киевский драматический театр) под руководством Леся Курбаса. Пишет стихи, составившие рукописный сборник «Контрасты настроения» (1920–1921).

В 1921 году переезжает в Киев, где учится в Кооперативном институте (1921–1923), а затем в Киевском институте внешних связей (1923–1925). В 1923 году по приглашению молодого писателя Михайля Семенко присоединяется к группировке панфутуристов, идёт работать в редакцию газеты «Большевик». В этой газете в 1923 году опубликовано первое стихотворение Бажана «Руро-марш» и другие произведения в футуристическом духе.

Бажан принадлежал к изначальным сторонникам революции не столько из-за политических взглядов, сколько из-за своего авангардизма в искусстве. Ему казалось, что грандиозный социальный катаклизм даст новую жизнь Украине, освободит её творческие силы. В отличие от многих поэтов старшего поколения, Бажан сразу принял большевистский режим.

В 1925 году Бажан присоединяется к группировке Хвылевого. Вскоре выходит первый сборник стихов «17-й патруль» (1926), который органично вписывался в господствовавший тогда в большевистской поэзии пафос романтизации пролетариата и чекистов («лирическое одушевление двадцатидвухлетнего автора преобразило суровую реальность войны, придало ей черты сказочные»)[5].

Начиная со сборника «Резная тень» (1927) Бажан всё больше определяется как поэт барочной эстетики, неутомимого и многоярусного разворачивания темы, изобретательного и роскошного переплетения мотивов, органичного соединения брутального и патетического. Шедевром этого стиля является цикл «Здания» (1929), в котором Бажан проявляет себя как поэтический интерпретатор энергии человеческих дел, различных форм этих дел, в том числе эксцентричных.