Баженов, Василий Иванович


Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1737 или 1738, Москва? — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии (1784), вице-президент Академии художеств (1799). Действительный статский советник (1796).

Василий Баженов родился 1 (12) марта 1737 года[1][2] или 1738[3][4] в семье дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—1780[5]). Местом рождения В. И. Баженова обычно называют либо Москву, либо село Дольское близ Малоярославца (сегодня Малоярославецкий район, Калужская область)[6].

Ещё в детстве обнаружил природный талант к искусству, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, назначенного в 1754 году главным архитектором Московского университета, который принял его в свою школу[1]. По его рекомендации Баженов в апреле 1755 года поступил в гимназию Московского университета, где был зачислен в специальный «художественный класс», предназначенный для будущей Академии художеств. В числе 9 лучших учеников Баженов в 1756 году по инициативе И. И. Шувалова, был переведён в академическую гимназию в Санкт-Петербурге, а после открытия в январе 1758 года принят студентом в Академию художеств[7]. В Академии его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1760 года Баженов был направлен для совершенствования в архитектуре в Париж, став, наряду c А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Святого Петра, учился гравированию. Вслед за Ж.-Ж. Суффло, К.-Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику»[8] и не всегда были осуществимы в реальности.